Технология формирования многокомпонентной здоровьесберегающей школьной среды

Название (по классификации)

Здоровьесберегающая технология
Оздоровительная технология

Возраст

Начальные классы
Средние классы
Старшие классы

Краткое описание

Технология включает комплекс мероприятий:
• внедрение системы непрерывного образования по формированию гигиенической культуры и ЗОЖ на основе межведомственного взаимодействия и социального партнерства;
• функционирование на базе школы отделения профилактики и реабилитации, где без отрыва от учебно-воспитательного процесса по назначению врача школьники получают физиотерапевтические процедуры, массаж, лечебную физическую культуру, осуществляется прием врачом-педиатром, работает врач-стоматолог; медицинское обеспечение обучающихся представлено школьным фельдшером и прикрепленным врачом-педиатром;

Основные результаты

Эффективность внедрения технологии в образовательной организации (за 10-летний период) оценивалась путем сравнения полученных результатов социологического обследования по вопросам формирования ЗОЖ и показателей здоровья обучающихся с таковыми у детей и подростков  контрольной школы.

Внедрение в учебный процесс общеобразовательной организации системы непрерывного образования по формированию гигиенической культуры и здорового образа жизни на основе межведомственного взаимодействия, в том числе участия Роспотребнадзора и социального партнерства способствовало повышению закрепления навыков ЗОЖ в поведении обучающихся. Доля обучающихся с закрепленными навыками ЗОЖ в экспериментальной школе была значимо больше ‒ 75‒89%, чем в контрольной школе ‒ 50‒74% (p<0,05).

Доля практически здоровых учащихся увеличилась с 11,17±0,3% до 14,15±1,03% (p<0,05), темп прироста составил 26,68%, а доля школьников, имеющих функциональные отклонения и риск развития хронической патологии, уменьшилась с 74,61±1,31 до 73,96±1,3% (p<0,05), темп прироста (-0,87%), доля детей и подростков, отнесенных к 3 и 4-й группе здоровья снизилась. В контрольной школе доля практически здоровых детей уменьшилась с 13,36±0,88 до 10,17±0,77% (p<0,05), темп прироста (-23,87%); доля детей, имеющих функциональные отклонения, увеличилась с 69,25±1,25% до 75,6±1,09% (p<0,05), темп прироста (+9,16).

Значимые различия в показателях распространенности заболеваний среди обучающихся в сравниваемых школах выявлены по болезням органов дыхания (1017,5±3, и 1246,5‰, p<0,001), болезням органов пищеварения (157,6 и 189,1‰, p<0,05). Меньший уровень общей заболеваемости при внедрении технологии согласуется с более высокой долей детей и подростков, ведущих здоровый образ жизни.

Публикации

1. Васильев, В.В. Гигиеническая оценка реализации мероприятий по снижению рисков, сохранению и укреплению здоровья детей в общеобразовательных организациях / В.В. Васильев, М.В. Перекусихин // Анализ риска здоровью. 2018. № 3. С. 128‒135.

2. Перекусихин, М.В. Школьное питание как фактор формирования здоровья учащихся / М.В. Перекусихин, В.В. Васильев // Вестник Уральской медицинской академической науки. – 2015. – Т. 53, № 2. − С.113‒114

3. Васильев, В.В. Влияние экологических и социально-гигиенических факторов на состояние здоровья детей школьного возраста / В.В. Васильев, М.В. Перекусихин, Ю.В. Корочкина // Гигиена и санитария. − 2016. − Т. 95, № 8. – С. 760−764.