Заведующий лабораторией комплексных проблем гигиены детей и подростков Храмцов Пётр Иванович, д.м.н., профессор
Заведующий лабораторией комплексных проблем гигиены детей и подростков Храмцов Пётр Иванович, д.м.н., профессор

ЛАБОРАТОРИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОБЛЕМ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Цель научных исследований, проводимых в лаборатории, состоит в гигиенической оценке условий жизнедеятельности детей и подростков и разработка на этой основе научно обоснованных гигиенических рекомендаций и профилактических технологий сохранения и укрепления их здоровья в организованных коллективах.

Направления научных исследований и практическая деятельность:

Проведение поисковых и прикладных гигиенических исследований, направленных на изучение:

соответствия возрастно-половым возможностям детей дошкольного и школьного возраста различных видов учебно-воспитательной деятельности, вариантов её организации в образовательных учреждениях различного типа;
закономерностей роста, развития и формированием здоровья детского населения;
состояния здоровья детей, основных тенденций и особенностей динамики его показателей в образовательных организациях, реализующих различные модели обучения и расширенные программы укрепления здоровья детей и подростков в школах, содействующих укреплению здоровья;
образа жизни учащихся и воспитанников образовательных организаций;
выявление негативных факторов, влияющих на здоровье и жизнедеятельность обучающихся и разработка профилактических программ и мероприятий;

особенностей формирования психического здоровья обучающихся в образовательных организациях;
организации питания детей в образовательных учреждениях и разработка мер по его оптимизации;
научное обоснование условий и механизмов формирования профилактической образовательной среды на основе использования здоровьесберегающих технологий.
Совершенствование и разработка новых методических подходов к оценке морфофункционального развития и состояния здоровья обучающихся в образовательных организациях, в том числе с использованием компьютерных технологий и аппаратно-программных комплексов.

Проведение гигиенических экспертиз инновационных образовательных технологий, программ, режимов обучения, рационов питания, в том числе и на договорной основе.

Консультативная и методическая работа со специалистами по охране здоровья детей и подростков и специалистами смежных областей (педагогами, психологами, педиатрами и др.)

Подготовка научных трудов, учебных и методических пособий.

Разработка нормативной и методической документации, необходимой для контроля за санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков в образовательных и оздоровительных организациях.

 

Заведующий лабораторией комплексных проблем гигиенической оценки и экспертизы, руководитель ИЛЦ  Барсукова Наталия Константиновна, к.м.н., ст.н.с.
Заведующий лабораторией комплексных проблем гигиенической оценки и экспертизы, руководитель ИЛЦ  Барсукова Наталия Константиновна, к.м.н., ст.н.с.

ЛАБОРАТОРИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОБЛЕМ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ И ЭКСПЕРТИЗЫ

Цель проводимых в лаборатории научно-исследовательских работ заключается в снижении рисков негативного воздействия химических, физических и биологических факторов на детский организм, отличающийся физиологической незавершенностью роста и развития, повышенной чувствительностью к воздействию внешних факторов, особенностями адаптации к современному окружающему миру.

Направления научных исследований и практическая деятельность:

Научное обоснование и разработка требований к биологической и химической безопасности товаров детского ассортимента (ТДА) различного функционального назначения, устанавливаемых в Технических регламентах Таможенного союза (ТР ТС).
Научное обоснование и совершенствование методических подходов оценки безопасности ТДА (одежда, игрушки, обувь, товары по уходу за новорожденными, продукция полиграфической промышленности), в том числе и из инновационных материалов

Разработка новых методов санитарно-химических исследований безопасности ТДА, позволяющих расширить диапазон значений получаемых результатов
Разработка и совершенствование технологий формирования профилактической предметно-пространственной среды образовательных организаций
Научное обоснование методических подходов к гигиенической оценке конструкции новых видов ученической мебели, школьных ранцев и детской обуви на основе комплексных физиологических и биомеханических исследований состояния осанки, позвоночника и стоп у детей

Комплексная оценка качества и безопасности для здоровья детей и подростков внутренней среды помещений общеобразовательных организаций (шумовой режим, электромагнитное излучение различного частотного диапазона, микроклиматические параметры естественное и искусственное освещение, продолжительность инсоляции)
Гигиеническая экспертиза проектов строительства и реконструкции жилых и общественных зданий, включая дошкольные и школьные общеобразовательные организации, лечебные, досуговые, спортивные учреждения, на соответствие их нормативным требованиям к продолжительности инсоляции и уровню естественного освещения в помещениях.

На базе Лаборатории действует Испытательный лабораторный центр (ИЛЦ), аккредитованный в системе Росаккредитации (аттестат аккредитации № RA.RU.21AB21 от 10.06.2015г.) и внесенный в Реестр органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий Таможенного Союза.

И.о заведующего лабораторией  биокибернетических методов исследований Храмцов Пётр Иванович, д.м.н., профессор
И.о заведующего лабораторией  биокибернетических методов исследований Храмцов Пётр Иванович, д.м.н., профессор

ЛАБОРАТОРИЯ БИОКИБЕРНЕТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

В лаборатории проводятся поисковые, фундаментальные и прикладные исследования по следующим направлениям:

Изучение закономерностей развития и формирования здоровья детей, подростков и молодежи в современных условиях их жизнедеятельности с использованием биокибернетических методов исследований и концепции о координации физиологических функций в медленной системе их регулирования как критерия оценки функционального состояния организма;

Научное обоснование физиологических и психофизиологических критериев оптимизации условий психомоторного развития обучающихся в системе цифровой трансформации образования (клавиатурное и ручное письмо, роль двигательной активности и физического воспитания в развитии психомоторных функций и др.);

Разработка и совершенствование биомеханических, эргономических и физиологических критериев гигиенической оценки и экспертизы  предметов образовательной  среды (школьная мебель, школьные ранцы, сменная обувь, компьютеры, гаджеты, ручки и др.);

Исследование форм и средств двигательной активности и их влияние на развитие функциональных резервов и формирование здоровья детей, подростков и молодежи в условиях образовательных организаций;

Разработка и совершенствование современных аппаратно-программных комплексов для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма детей и подростков;

Научное обоснование и здоровьесберегающих образовательных технологий физического воспитания, условий и механизмов формирования профилактической образовательной среды для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Разработка и совершенствование новых методических подходов к оценке морфофункционального развития и состояния здоровья обучающихся в образовательных организациях с использованием компьютерных технологий и аппаратно-программных комплексов.