В 2021 году исполнится 62 года со дня организации Института гигиены и охраны здоровья детей и подростков, созданного специальным Постановлением Совета Министров СССР в октябре 1959 г. в составе АМН СССР.
Созданию Института предшествовала большая работа инициативной группы учёных.
Главными инициаторами этого были профессора Мария Дмитриевна Большакова и Сергей Михайлович Громбах.


1899 -1962 Мария Дмитриевна Большакова — доктор медицинских наук, профессор, сотрудник санитарно-гигиенического отдела аппарата Наркомздрава РСФСР. С 1953 по 1962 год заведующая кафедрой гигиены воспитания (с 1954 года гигиены детей и подростков) 1-го МОЛМИ им. И.М. Сеченова.


1909-1987 Сергей Михайлович Громбах – доктор медицинских наук, профессор. Участник Финской и Великой отечественной войны. С 1944 – 1956 год заведовал отделом гигиены в Педиатрическом институте, а с 1956 -1959 год был заведующим отделом гигиены детей и подростков Института гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана.

Школьная гигиена как ветвь медицинской науки, возникшая в России ещё в середине XIX века, ограничивала своё поле деятельности только школой. С появлением других воспитательных и образовательных учреждений (ясли, детские сады, профтехучилища, детские дома и др.) научные исследования расширились, содержание научной дисциплины стало выходить за пределы её названия, которое суживало рамки науки. Стояла сложная задача доказать, что школьная гигиена переросла границы своего влияния и имеет право на существование как самостоятельная гигиеническая наука. Всесоюзное совещание по вопросам школьной гигиены в 1953 году фактически показало необходимость отказа от термина «школьная гигиена» и приведения его в соответствие с содержанием. С 1954 года дисциплина стала называться «гигиена детей и подростков» и вобрала в себя, систематизировала, объединила «три источника и три составные части»:
— гигиену дошкольного возраста
— гигиену школьного возраста
— гигиену подростков
Дисциплина изменилась не только количественно, но и приобрела новое качество – стала возрастной гигиеной, то есть гигиеной растущего организма, изучающей влияние условий жизни на подрастающее поколение в его развитии, динамически, преемственно (от дошкольного возраста до подростков), что требовало проведение широких научных исследований. А это в свою очередь, потребовало создания головного по данной проблеме Института.
Создание Института подразумевало развитие новой научной дисциплины, а также обогащение практического здравоохранения в области укрепления и охраны здоровья детей и подростков.
Целью создания Института явилось изучение влияния факторов среды обитания на состояние здоровья и дееспособность детей и подростков организованных коллективов и разработка на этой основе мероприятий, направленных на охрану, укрепление здоровья и благоприятное развитие растущего организма.
С учетом задач, поставленных гигиенической наукой и практическим здравоохранением перед Институтом, была разработана концепция научных исследований, исходящая из особенностей организма на каждом этапе его развития и, в связи с этим, предполагающая разработку гигиенических норм и регламентов с учетом пола и возраста ребенка, состояния его здоровья и уровня достигнутого развития.
Кроме того, была разработана методология научных исследований: применение естественного гигиенического эксперимента в органическом сочетании с лабораторными исследованиями и методами санитарной статистики.
Первым директором Института стала Тамара Александровна Николаева, которая возглавляла Институт с 1959г. по 1960 г.
В 1955-1959 годах Тамара Александровна была заместителем министра здравоохранения РСФСР и главным государственным санитарным инспектором РСФСР. Тамара Александровна – ученица крупного отечественного специалиста по коммунальной гигиене Самуила Наумовича Черкинского.

Профессору Сергею Михайловичу Громбаху было предложено возглавить научную деятельность.

Он как заместитель директора по научной работе координировал научно-исследовательскую работу. В этой должности он проработал до июня 1986 года. С декабря 1960 года по апрель 1963 года исполнял обязанности директора Института. Как учёный С.М. Громбах развивал физиологическое направление в научных исследованиях, внедряя метод естественно-гигиенического эксперимента. Всё это позволило сформулировать основные теоретические положения современной гигиены детства.
В 1963 году директором Института стала Галина Николаевна Сердюковская.

Галина Николаевна Сердюковская – доктор медицинских наук, профессор, с 1980 года академик РАМН СССР. С 1948 года работала инспектором отдела по школьной гигиене Главного Санитарно-эпидемиологического Управления МЗ СССР. Одновременно вела научную работу на кафедре общей гигиены Московского медицинского стоматологического института под руководством академика Алексея Алексеевича Минха. В 1963 году возглавила НИИ гигиены детей и подростков АМН СССР, которым руководила до 1996 года.

Организаторские способности Галины Николаевны, знание практики санитарно-эпидемиологической службы, опыт работы в Министерстве здравоохранения СССР позволили Институту под её руководством продуктивно работать и осуществлять связь науки и практики.
Единое понимание Г.Н. Сердюковской и С.М. Громбаха целей, стоящих перед Институтом, взаимное уважительное отношение друг к другу позволили создать сплочённый коллектив научных сотрудников и за сравнительно короткий срок успешно решить поставленные задачи. Этот тандем (Г.Н. Сердюковская и С.М. Громбах) – талантливого организатора науки и талантливого учёного просуществовал более четверти века и был необычайно плодотворен.

На первом этапе организации Института кадровое ядро составили школьные гигиенисты из Института гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана, Института педиатрии РФ, кафедр школьной гигиены I и II московских медицинских институтов, ЦОЛИУВ, врачей СЭС г. Москвы.
Тогда, в конце 50-х годов в Институт пришли Розалия Григорьевна Сапожникова, Нелли Михайловна Попова, Елена Константиновна Глушкова, Владимир Георгиевич Властовский, чуть позже Юрий Дмитриевич Жилов, Иосиф Александрович Арнольди, Елена Семёновна Рысьева, Евгения Ивановна Кореневская, Наталия Григорьевна Дьячкова, Пётр Ильич Гуминер, Александр Григорьевич Сухарев, Изабелла Даниловна Дубинская.
А в начале 60-х годов в Институт пришли Людмила Михайловна Сухарева, Наталия Николаевна Куинджи, Маргарита Александровна Шарова, Галина Алексеевна Шаршаткина, Берта Зельмановна Воронова, Ольга Владимировна Кайсина, Леонид Фёдорович Бережков, Людмила Тимофеевна Антонова, Дмитрий Николаевич Крылов.
Создание Института способствовало быстрой подготовке научных кадров, как кандидатов, так и докторов наук. Сегодня многие из них работают как в стенах Института, так и других научных учреждениях России и за рубежом.
Многие годы в Институте работали специалисты создавшие научный фундамент для решения многих прикладных вопросов охраны здоровья детей и подростков: Валерий Анатольевич Доскин, Ольга Владимировна Кайсина, Юрий Маркович Протусевич, Галина Васильевна Терентьева, Григорий Львович Туровец, Изабелла Даниловна Дубинская, Аркадий Семёнович Зутлер, Александр Геннадьевич Ильин, Галина Николаевна Каминская, Аста Наумовна Малахова, Кира Эдуардовна Павлович, Галина Михайловна Сапожникова, Валентина Всеволодовна Стан, Лидия Михайловна Тихомирова, Циля Лазаревна Усищева, Мария Ивановна Чурьяновна, Галина Павловна Юрко, Цамерян Альфред Петрович, Юлия Абрамовна Ямпольская, Светлана Сергеевна Молчанова и другие.
До начала 90-х годов общее число сотрудников Института составляло около 300 человек.
Огромную роль в объединении ведущих специалистов страны сыграла Всесоюзная проблемная комиссия по гигиене детей и подростков, которую возглавила Галина Сергеевна Сердюковская. Регулярные встречи на заседаниях комиссии, международных и всесоюзных форумах, обсуждение приоритетных проблем профилактической медицины детства не только повышали творческий потенциал, но и формировали дружеские личностные взаимоотношения на долгие годы. С первых лет создания Институт гигиены детей и подростков объединял не только гигиенистов, но и учёных из учреждений образования, педиатрии, антропологии, возрастной морфологии и физиологии, архитектуры.
Укреплению творческих и личностных связей способствовали выездные совещания Проблемной комиссии. Была возможность более близко знакомится с коллективами и научно — учебными базами кафедр и НИИ, узнавать о региональных проблемах и просто общаться с коллегами. В памяти остались тёплые встречи в Минске, Ереване, Киеве, Харькове, Ташкенте, Ростове на Дону, Тернополе, Иркутске, Ангарске, Вильнюсе и других городах.
На выездном заседании члены проблемной комиссии «Научные основы гигиены детей и подростков»
в г. Самаре.

в г. Харькове в г. Уфе

в г. Ташкенте

Все годы с момента создания Институт – единственное научно-исследовательское учреждение такого профиля (сначала в СССР, ныне в Российской Федерации) является головным научным учреждением по гигиене и охране здоровья детей и подростков.
С 1965 г. Институт работал в системе Минздрава СССР, а в 1996 г. вновь был передан РАМН. 21 января 1998 г. постановлением Президиума РАМН образовано государственное научно-клиническое учреждение Научный центр здоровья детей Российской академии медицинских наук, в которое вошел НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков.
Вхождение НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков в Научный центр здоровья детей РАМН совместно с Институтом педиатрии не случайно. У гигиены детей и подростков много общего с педиатрией. И это, прежде всего, общая задача – воспитание здорового, гармонически развитого подрастающего поколения. Главное различие между ними состоит в том, что гигиена детей и подростков занимается массовыми контингентами, исследует групповое состояние здоровья и разрабатывает оздоровительные мероприятия применительно к большим коллективам детей, объединенных общими признаками (пол, возраст, состояние здоровья и т.д.).
Педиатрия же, как наука, имеет дело с отдельными детьми, и педиатр ставит диагноз и назначает лечебные и оздоровительные процедуры каждому ребенку индивидуально в зависимости от конкретных обстоятельств. Для педиатра детский коллектив – сумма индивидуумов, для гигиенистов индивидуум – часть коллектива.
Для педиатра объект воздействия – ребенок с учетом внешней среды; для гигиениста объект воздействия – внешняя среда на основе учета реакции ребенка на эту среду.
Педиатрия стремится усовершенствовать организм ребенка, а гигиена – организовать и, если нужно, преобразовать среду, исходя из возрастных свойств и возможностей ребенка и подростка.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ …