Равномерное чередование периодов учебы и каникул

Название (по классификации)

Здоровьесберегающая технология

Возраст

Начальные классы
Средние классы
Старшие классы

Краткое описание

Годовой график школьных каникул, предусматривающий равномерное чередование периодов учебы (5-6 недель) с недельными каникулами в течение учебного года.

Основные результаты

Преимущества годового графика каникул, предусматривающего чередование периодов учебы (5-6 недель) с недельными каникулами доказаны на основании сравнительного анализа результатов оценки функционального состояния организма учащихся в процессе учебных занятий при традиционной организации школьных каникул с неравномерным чередованием периодов учебы и каникул (по четвертям). Наиболее значимо они проявились в: большей устойчивости показателей работоспособности учащихся на протяжении учебного года; значимо меньшей частоте случаев сильного и выраженного утомления учащихся, особенно в середине учебного года (54,2% против 42,7%, р<0,05), когда степень утомления обучающихся традиционно наиболее выражена. Здоровьесберегающий потенциал годового графика каникул с чередованием 5-6 недель учебы и неделей каникул подтверждается тем, что: уровень острой заболеваемости от начала к середине учебного года практически не изменялся, в то время как в группе сравнения увеличился в 1,5 раза; в 3,5 раза уменьшилось число неблагоприятных реакций сердечно-сосудистой системы; сохранялись более высокие адаптационные возможности учащихся (к концу учебного года стабильное число детей с удовлетворительной адаптацией 88,5% — 88,0%, р>0,05 против 95,8% -65,0%, р<0,05); уменьшилась частота случаев повышенной и высокой степени невротизации и сохранялось более устойчивое психоэмоциональное состояние учащихся (частота дискомфортных состояния 25,1% против 37,4%, р<0,05); повышалась учебная успеваемость (52% учащихся повысили учебную успеваемость).

Публикации

СТЕПАНОВА М., ЧАЙКИН С. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ НОВОГО КАЛЕНДАРЯ ШКОЛЬНЫХ КАНИКУЛ. НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2004, 9, 179-182

СТЕПАНОВА М.И., ЧАЙКИН С.В. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НОВОЙ СТРУКТУРЫ УЧЕБНОГО ГОДА В ШКОЛЕ. ГИГИЕНА И САНИТАРИЯ. 2004;3, 51-55

СТЕПАНОВА М.И. НОВЫЙ КАЛЕНДАРЬ ШКОЛЬНЫХ КАНИКУЛ ГЛАЗАМИ ГИГИЕНИСТА. «САНЭПИДКОНТРОЛЬ. ОХРАНА ТРУДА» 2013., 5