Личностно-ориентированная здоровьесберегающая технология

Название (по классификации)

Здоровьесберегающая технология

Возраст

Начальные классы
Средние классы
Старшие классы

Краткое описание

В условиях школы полного дня (малая наполняемость классов, медико-психолого-педагогическое сопровождение, ежедневный урок физкультуры, 3-х-разовое, включая диетическое, питание, возможность выбора спортивно-физкультурных занятий, занятия с логопедом, психологом, ароматерапия) реализуется личностно-ориентированная технология обучения. Личностно-ориентированный подход предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка, его познавательной возможности и потребности, учебную мотивацию, дифференцированный подход с подбором учебных заданий и форм учебной работы. Индивидуальная образовательная траектория в сочетании с увеличением двигательной активности, сокращением времени для подготовки домашних заданий, психологическим комфортом и персонифицированным оздоровлением позволили увеличить объем недельной образовательной нагрузки от 2 до 7 часов в неделю.

Основные результаты

Личностно-ориентированное обучение способствует снижению утомительного влияния даже на фоне повышенной образовательной нагрузки. О чем свидетельствуют:
— устойчивые показатели умственной работоспособности в течение дня: интегральный коэффициент работоспособности, отражающий работоспособность всего коллектива, колебался от 1,05 усл.ед. до 1,48 усл.ед, лишь к пятнице опускался чуть ниже условной нормы (1,0) до 0,82 усл.ед.;
— значимо более низкие по сравнению с контролем показатели распространенности неблагоприятных реакций со стороны сердечно-сосудистой системы, выше показатели адаптации, преобладание доли детей со сбалансированным и достаточным уровнем функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной систем, обменных процессов (53-66% против 30% школьников контрольной группы);
— большее число детей, которые имеют нормальное физическое развитие (79,6-80% против 70,6-73,7% учащихся контрольной группы).

Публикации

ВАРИАТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ И ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ/ ПОД.РЕД. ЧЛЕН-КОРР.РАН, ПРОФ., Д.М.Н. КУЧМЫ В.Р., ПРОФ., Д.М.Н. ВИРАБОВОЙ А.Р. М:ПРОБЕЛ-2000, 2017. 244 С.

КУЧМА В.Р., ВИРАБОВА А.Р. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ. ВЕСТНИК ВСНЦ СО РАМН. 2005; 8 (46): 29-32

ВИРАБОВА А.Р. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ// ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ. 2009. – С.9-12.