Комплексная муниципальная модель «Школа – территориальный центр здоровьесбережения»

Название (по классификации)

Здоровьесберегающая технология

Возраст

Начальные классы
Средние классы
Старшие классы

Краткое описание

Комплексная муниципальная модель здоровьесбережения школьников включает 9 основных модулей: — динамическое использование пространственно-предметной среды, — вариативность методов и форм обучения, — индивидуализация обучения, — оптимизация уроков физической культуры, — оптимизация школьного питания (обязательное школьное питание и сезонная витаминизация, питьевой режим, программы «Витаминка», «Веселая корова», «Выбираем наше!»), — адекватность психологического сопровождения, — формирование у детей положительной мотивации к учебе и здоровому образу жизни, — взаимодействие школы с родителями и общественностью муниципалитета для формирования социальных установок на сохранение и укрепление здоровья у детей, учителей и родителей, — самоконтроль за соблюдением режимов здоровьесбережения в школе. Специфика организации здоровьесберегающей деятельности в школе заключается в регулировании времени начала занятий (зимой — в 9.00, весной — в 8.00, в субботу – в 10.00 и в 11.00), равномерном чередовании учебы и каникул и в наличии комплекса мероприятий по повышению двигательной активности (создание среды «вынуждения к движению»: зарядка + физкультурные паузы + игровые перемены + элементы активной сенсорно-развивающей среды (АРС) + обязательные прогулки после 3-го урока в начальных классах + уроки физкультуры по альтернативной схеме + вторая спортивная смена для детей.

Основные результаты

Под 4-х-летним наблюдением находились учащиеся с 1 по 11 классы, (123 классных коллектива). Группу сравнения составили 16 классов из школ, определенных контрольными, а также классы из экспериментальных школ, обследованные в доэкспериментальный период (3070 учащихся). В контрольную группу были включены учащиеся 1-5-х, 8-х, 9-х и 11-х классов. В исследовании приняли участие родители и педагоги (367 педагогов и 2780 родителей).

Здоровьесберегающая эффективность Модели подтверждена положительной динамикой развития:

— биологическое развитие, соответствующее календарному возрасту отмечено у 90% учащихся экспериментальной группы против 75% в контроле,

— нормальное физическое развитие регистрировалось у 80% учащихся (в контроле – 59%),

— дефицит массы тела диагностировался у 12% детей против 26% в группе контроля.

Установлено позитивное влияние комплексной Модели на состояние здоровья детей в динамике обучения:- выявлено снижение общей заболеваемости на 884,1‰ в экспериментальной группе против 672,4‰ в группе контроля, в том числе снижение распространенности невротических расстройств и расстройств поведения, функциональных расстройств и болезней органов пищеварения, костно-мышечной системы и зрительного анализатора,- снижение распространенности функциональных нарушений мозгового кровообращения (5% против 17% в контроле).

Реализация Модели не приводит к кумуляции утомления:

— в динамике учебного года выявлено улучшение показателей умственной работоспособности учащихся (скорость выполнения корректурных тестов с улучшением качества выполнения работ увеличилась с 185,4±2,7 до 212,5±2,6 (р<0,05), в группе контроля изменений не отмечалось,

— регистрировались более высокие значения интегрального показателя умственной работоспособности (1,09-1,28 усл.ед. против 0,95-0,85 усл.ед. в контроле),

— отмечалось снижение частоты случаев явного и выраженного утомления в динамике учебного дня, недели и года,

— отмечено уменьшение зрительного утомления по показателям критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ),

— выявлено снижение распространенности неблагоприятных сдвигов со стороны сердечно-сосудистой системы.

Установлено более благоприятное протекание адаптации к учебной деятельности в динамике года:

— увеличение доли детей с оптимальным уровнем тревожности с 49% до 74% по сравнению с контролем с 43% до 49% (р<0,05),

— выявлена положительная динамика сформированности учебной мотивации (повышение на 16% против 4% в контроле),

— повышение успеваемости (на 7% в экспериментальной группе). Доказано позитивное влияние Модели на показатели жизнедеятельности: по сравнению со сверстниками группы контроля в экспериментальной группе увеличилось количество детей, соблюдавших рекомендованные нормативы времени выполнения домашних заданий, ночного сна, прогулок, активного отдыха, выявлено снижение количества жалоб на плохое самочувствие. Эффективность Модели подтверждено педагогами (86%), родителями (91%) и обучающимися (94%).

Публикации

УЛАНОВА С.А., СЕВЕРИНОВА В.В. МОДЕЛЬ «СТОЛИЧНАЯ ШКОЛА» В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРОЕКТА «ШКОЛА - ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ». ОПЫТ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ КОМИ. СЫКТЫВКАР 2008. 128 С.

КУЧМА В.Р., СТЕПАНОВА М.И., УЛАНОВА С.А., ПОЛЕНОВА М.А. СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ОПТИМИЗАЦИИ ИХ ОБУЧЕНИЯ. РОССИЙСКИЙ ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. 2011; 8: 42-46

УЛАНОВА С.А. ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МУНИЦИПАЛЬНОЙ МОДЕЛИ «ШКОЛА - ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ» В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА. ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОЙ И УНИВЕРСИТЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ И ЗДОРОВЬЯ. 2015;1:28-31

КУЧМА В.Р., УЛАНОВА С.А. «ШКОЛА - ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ» В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА. ГИГИЕНА И САНИТАРИЯ. 2015; 7: 58-63