Профилактическая предметно-пространственная среда начальной школы

Название (по классификации)

Здоровьесберегающая технология

Возраст

Начальные классы

Краткое описание

Учебные помещения оборудуют на основе совмещенного варианта использования разных видов ученической мебели. Традиционный комплект «стол-стул» совмещен с ученической конторкой. Ученическая мебель размещается по типу амфитеатра.
В процессе занятий, не требующих зрительного напряжения (рисование, ручной труд), используется накладное балансировочное сиденье при строгом контроле времени его использования.
Вариативный принцип использования ученической мебели способствует повышению двигательной активности и, как следствие, повышению работоспособности, функциональных возможностей организма, снижению психо-эмоционального напряжения.

Основные результаты

Доказано, что совмещенный вариант (СВ) использования ученической мебели способствует повышению умственной работоспособности и функциональных возможностей организма, снижению психоэмоционального напряжения детей на уроке.
Анализ распределения обучающихся по типам умственной работоспособности в динамике учебной недели в начале учебного года установил, что количество детей с низким типом работоспособности при СВ уменьшилось в 2,3 раза (с 36,8% до 15,8%), а при традиционном варианте (ТВ) — увеличилось в 2,2 раза с 21,1% до 47,4%.
Анализ показателей вариабельности сердечного ритма в динамике 2-х лет наблюдения установил, что при СВ снижение значений высокочастотного компонента спектра сердечного ритма (HF), свидетельствующее о напряжении механизмов регуляции ритма сердца, составило 13,5% (с 394,73±13,85 мс2 до 342,63±15,19 мс2; p<0,05); при ТВ — 25,2% (с 375,30±15,07 мс2 до 280,60±22,08 мс2; p<0,01). Данные свидетельствуют о более выраженном напряжении механизмов регуляции сердечного ритма у обучающихся при традиционном варианте использования ученической мебели.
С данными вегетативной регуляции сердечного ритма согласуются показатели функционального состояния зрительного анализатора по данным критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ). Исходные значения в начале учебной недели у учащихся экспериментального и контрольного классов были приблизительно равными и составляли 27,8±0,9 Гц и 28,3±1,3 Гц, соответственно (p>0,05).
В течение недели выявлено снижение показателя КЧСМ при ТВ с 28,3±1,3 Гц до 25,9±1,6 Гц (p<0,05); при СВ значения показателей не изменились, составив, соответственно, 27,8 Гц и 27,2 Гц (p>0,05).
Доля детей с признаками сильно выраженного стресса в начале учебного года при СВ составляла 10,5%, при ТВ — 15,0%. В конце учебного года детей с признаками сильно выраженного стресса при СВ выявлено не было; при ТВ – не изменилось, составив 15,0%
При использовании накладного
балансировочного сиденья в течение 6 месяцев у детей отмечалось повышение устойчивости позы. Площадь эллипса рассеивания колебаний при использовании традиционного стула и накладного балансировочного сиденья составляла, соответственно, 28,6±5,0 мм2 и 16,5±3,8 мм2 (p<0,05).

Публикации

МОЛДОВАНОВ В.В., ХРАМЦОВ П.И. ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ВИДОВ ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ. ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ. 2006; 1 (5): 388A.

ХРАМЦОВ П.И., МОЛДОВАНОВ В.В. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕНИЧЕСКОЙ МЕБЕЛИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И СРЕДА ОБИТАНИЯ. 2008; 1 (178): 33-35.

ХРАМЦОВ П.И., СТРОКИНА А.Н., СОТНИКОВА Е.Н., БУТАРЕВА И.И., МОЛДОВАНОВ В.В. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ УЧЕНИЧЕСКОЙ МЕБЕЛИ. ГИГИЕНА И САНИТАРИЯ. 2009; 2: 33-35.