В современных образовательных организациях нередко используются различные педагогические технологии и режимы обучения, обладающие здоровьсберегающим потенциалом. Однако отнесение той или иной образовательной технологии к разряду здоровьесберегающих (оздоровительных) не всегда имеет под собой доказательную базу, эта информация нередко разрознена, отсутствую четкие требования, на основании которых следует разрабатывать подобные технологии. В связи с этим, актуальным является обоснование общих требований к созданию и оценке подобных технологий в школе.

Требования предназначены для потенциальных авторов здоровьесберегающих (оздоровительных) технологий (педагогов, врачей, психологов, физиологов и т.д.).

Обоснование любой здоровьесберегающей образовательной технологии должно базироваться на следующих позициях:

  • безопасность для здоровья обучающихся;
  • наличие условий для реализации технологии в образовательном учреждении.
  • возможность реализации (воспроизведения) технологии на базе образовательного учреждения.
  • эффективность реализации технологии для укрепления (улучшения, стабилизации, уменьшения нарушений) здоровья, подтвержденная доказательной базой (с использованием современных методов).

Этапы создания и оценки здоровьесберегающей (оздоровительной) образовательной технологии.

Требования, предъявляемые к каждому из этапов.

  1. Началу создания технологии предшествует аналитический обзор российской и международной литературы (медицинской, педагогической) по изучаемому вопросу. Необходимо подтвердить безопасность «оздоровительного» фактора (научная литература, технические регламенты, сертификаты и т.п.) и обосновать безопасность технологии для здоровья обучающихся.
  2. Анализ условий для реализации здоровьесберегающей технологии на их соответствие санитарному законодательству, регламентирующему условия и режим обучения детей и подростков (СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21); анализ кадровых, финансовых ресурсов; возможность адекватной интеграции технологии в учебный процесс.
  • Обоснование «воспроизводимости» технологии на базе школы с учетом особенностей «оздоровительного фактора». Подробное поэтапное описание технологии (ответственные, их обязанности в соответствии с их профессиональными умениями и навыками; ресурсы, расходы; сроки), преимущества технологии (по сравнении с «аналогами» при их наличии).
  1. Реализация технологии (анализ проблем, возникающих при ее реализации; анализ факторов, способствующих реализации технологии)
  2. Оценка здоровьесберегающей технологии (эффективность), включающая:
  • выбор критериев эффективности, характеризующих состояние организма обучающегося (физиологические, психо-физиологические, психологические и т.п.);
  • использование современных методов исследования (физиологических, психологических, психо-физиологических и т.п.), подтвержденных доказательной базой;
  • обоснование выборки количества школьников, участвующих в исследованиях на основании сформулированных критериев «включения», «исключения»;
  • выбор вида исследования (контролируемое, неконтролируемое)
  • подтверждение благоприятных результатов (эффективность) реализации технологии с помощью современных статистических методов с использованием параметрического и непараметрического анализа в зависимости от распределения количественных и качественных данных.

 

Результаты оценки технологии, свидетельствующие  о ее безопасности и доказанном  здоровьесберегающем (оздоровительном) эффекте, могут являться основой для получения в соответствующих органах Роспотребнадзора санитарно-эпидемиологического заключения  о соответствии технологии санитарным правилам и разрешающего ее использование.