Актуальность. Научно-технологическое развитие Российской Федерации осуществляется в соответствии со стратегией, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642, и направлено на решение как глобальных вызовов, среди которых возрастание антропогенных нагрузок на окружающую среду, рост рисков для жизни и здоровья граждан, так и обеспечение перспектив развития страны, прежде всего в сфере перехода к передовым цифровым технологиям, создания систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта, перехода к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения.
Современная общеобразовательная школа является тем важнейшим государственным институтом, где реализация этих технологий приобретает особенно важное значение и актуальность. В соответствии с Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» образовательная деятельность относится к потенциально опасной для здоровья, а п.2.ст. 28 указывает на то, что «программы, методики и режимы воспитания и обучения …. допускаются к использованию только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам». Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» здоровье школьников относит к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Наряду с этим, показатели здоровья современных школьников имеют отчетливые негативные тенденции. Нарушения здоровья учащихся в значительной степени обусловлены вкладом факторов внутришкольной среды, среди которых большие образовательные нагрузки, интенсифицирующие педагогические технологии, активное использование цифровых средств обучения, гиподинамичный характер обучения.
Одним из действенным способом снижения риска нарушения здоровья детей может стать использование таких образовательных технологий и режимов обучения, которые обладают способностью снижать утомительность учебного процесса, профилактировать возникновение школьно-обусловленной патологии. Реализация таких педагогических технологий, которые мы рассматриваем как здоровьесберегающие, позволит обеспечить возможность сохранения здоровья школьникам за период обучения, сформировать у него необходимые знания и навыки, научить использовать их в повседневной жизни. Для внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательные учреждения необходимо знать, что они действительно благоприятствуют сохранению и укреплению здоровья детей.
В отечественной и зарубежной литературе — и медицинской, и педагогической — накоплена достаточно большая информация о различных педагогических технологиях и режимах обучения, обладающих здоровьесберегающим потенциалом. Однако, во-первых, эта информация разрознена, во-вторых, отнесение той или иной образовательной технологии к разряду здоровьесберегающих не всегда имеет под собой доказательную базу, в-третьих, отсутствует открытый доступ для педагогических и медицинских сообществ к эффективным технологиям охраны и укрепления здоровья обучающихся в образовательных организациях.
Указанные выше проблемы актуализируют систематизацию и разработку доступной для педагогов, медицинских работников образовательных учреждений и специалистов, занимающихся вопросами охраны здоровья детей в образовательных учреждениях, базы данных здоровьесберегающих технологий и режимов обучения.
Профессиональное сообщество неоднократно указывало, что охране и укреплению здоровья детей будет способствовать наличие электронной базы безопасных для здоровья детей педагогических технологий, что особенно актуально в условиях интенсификации образовательной деятельности и активного использования цифровых технологий.

Результаты. Коллективом ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России на основе экспертного анализа результатов научных исследований, выполненных в сфере гигиены и охраны здоровья детей и подростков, педагогики, физиологии сформирована информационная база данных (БД) здоровьесберегающих образовательных и оздоровительных технологий и методов, предназначенная в качестве руководства по организации работы по охране здоровья детей в образовательных организациях.
Работа выполнена в рамках Проекта Российской Федерации и Европейского бюро ВОЗ по развитию сети школ здоровья в странах Восточной Европы и Центральной Азии (2016-2020 г.г.)
В основе разработки информационной базы данных здоровьесберегающих технологий лежит систематизация на основе доказательной медицины современных технологий, которые могут использоваться в образовательных учреждениях для детей. Консультационный процесс состоял из чередования анализа научных публикаций (в соответствии с обоснованными критериями включения) и этапов консультаций группы ключевых экспертов, имеющих разные сферы экспертных компетенций.
В результате проведенного анализа в информационную БД внесены 22 здоровьесберегающих и 4 оздоровительные технологии, используемые в образовательных организациях.
Здоровьесберегающая технология (касающаяся организации процесса обучения, психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности, формирования культуры здоровья, физкультурной и спортивной работы, организации питания) – направлена на предотвращение заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения, а также на повышение устойчивости растущего организма к воздействию неблагоприятных факторов среды и патогенных микроорганизмов и вирусов;
Оздоровительная (относящаяся к восстановительной медицине: физио- и фитотерапевтические процедуры, различные виды гимнастики и массажа; применение спортивных тренажеров, использование бассейна и т.п.) – направлена на улучшение физического и психического здоровья, функциональных возможностей и самочувствия обучающихся, их иммунобиологической резистентности, повышение работоспособности и качества жизни.

Планируется ежегодное пополнение базы данных на основе экспертного анализа публикаций с позиций доказательной медицины и с использованием обоснованных критериев включения.