Технология профилактики утомления школьников на уроках с активным использованием электронных средств обучения

Название (по классификации)

Здоровьесберегающая технология

Возраст

Начальные классы
Средние классы

Краткое описание

Здоровьесберегающий эффект организации учебных занятий в условиях активного использования электронных средств обучения (ЭСО) может быть достигнут за счёт соблюдения следующих мер:
1.учебная плотность урока не более 90%;
2. количество смен видов учебной деятельности не более 7;
3. длительность непрерывного использования ЭСО согласно возрастным регламентам;
4. длительность суммарного за урок использования ЭСО (согласно возрастным регламентам);
5. наличие комплекса профилактических мероприятий на уроке (офтальмотренажа, физкультминутки);
6. составление расписания занятий на основе шкал трудности учебных предметов, разработанных с учетом использования в ЭСО и физиологической кривой умственной работоспособности детей.

Основные результаты

Снижение утомительности учебных занятий с использованием ЭСО подтверждают следующие данные. При интенсификации учебной деятельности на уроке, превышающей 90% значимый относительный риск увеличения распространенности явного и выраженного утомления учащихся средних классов возрастает более чем в 3 раза, а при частоте ее смен более 7 – в 2,5 раза.
Эффективность использования офтальмотренажа и физкультминуток, содержащих упражнения для снятия общего утомления, на уроках с использованием ЭСО подтверждена большей устойчивостью показателей работоспособности. Интегральный показатель работоспособности у младших школьников к концу урока снижался незначительно, а после урока без профилактических мероприятий (физкультминутки и офтальмотренаж) его величина снижалась почти в 4 раза (с 2,19 до 0,58 усл. ед) по сравнению с исходной. Соответственно снижению работоспособности после уроков без реализации профилактических мероприятий у учащихся и младших, и средних классов ухудшалось функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) и зрительного анализатора: значимо уменьшалась величина критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ) (24,6 против 26,5 Гц, p < 0,05 и 27,6 против 31,5 Гц, p < 0,05 соответственно), что свидетельствует о развитии общего и зрительного утомления. В тех случаях, когда расписание учебных занятий в школе
не учитывает функциональные возможности организма учащихся, значимый относительный риск увеличения распространенности явного и выраженного утомления школьников составляет 2,64 и 2,13 (соответственно для дневного и недельного расписаний).

Публикации

АЛЕКСАНДРОВА И.Э. О ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УТОМЛЯЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ С ФАКТОРАМИ УРОКА И ШКОЛЬНОГО РАСПИСАНИЯ // ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И СРЕДА ОБИТАНИЯ. – 2017. – № 8 (293). – С. 24–26.

АЛЕКСАНДРОВА, И.Э., ШУМКОВА Т.В., СТЕПАНОВА М.И. К ВОПРОСУ О ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ШКОЛЬНОГО РАСПИСАНИЯ // САНИТАРНЫЙ ВРАЧ. – 2017. – № 10. – С. 31–35.

АЛЕКСАНДРОВА, И.Э., УЛАНОВА С.А. К ВОПРОСУ О ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ УРОКА // САНИТАРНЫЙ ВРАЧ. – 2018. – № 3. – С. 22–26.

АЛЕКСАНДРОВА И.Э. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШКОЛЬНОГО РАСПИСАНИЯ В УСЛОВИЯХ АКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ. ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОЙ И УНИВЕРСИТЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ И ЗДОРОВЬЯ. 2020; 1: 12-21

АЛЕКСАНДРОВА И.Э. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШКОЛЬНОГО РАСПИСАНИЯ В УСЛОВИЯХ АКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ. ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОЙ И УНИВЕРСИТЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ И ЗДОРОВЬЯ. 2020; 1: 12-21