Оптимизация двигательной активности школьников в условиях повышенной образовательной нагрузки (на примере школы полного дня)

Название (по классификации)

Здоровьесберегающая технология

Возраст

Средние классы

Краткое описание

Для повышения функциональных возможностей школьников-подростков, профилактики утомления в процессе учебной деятельности в условиях школы полного дня (ШПД) в рамках дополнительного образования были реализованы различные формы увеличения двигательной активности школьников.

Основные результаты

Сравнительный анализ данных динамических исследований в ШПД позволяет оценить влияние обучения на функциональное состояние организма (ФСО) учащихся среднего школьного возраста в условиях разной организации двигательно-активных занятий. В ШПД-1 в дополнение к традиционной организации физического воспитания проводился ежедневный спортивный час, занятия в группе ЛФК и в рамках дополнительного образования был обеспечен широкий выбор спортивно-физкультурных занятий, удовлетворяющий интересы учащихся разного возраста и пола, в ШПД-2 учащиеся посещали бассейн и имели значительно меньший выбор кружков с двигательно-активным компонентом (группа сравнения).
При равных (повышенных) объемах недельной образовательной нагрузки более благоприятный характер динамики показателей ФСО учащихся, свидетельствующий о высоком уровне умственной работоспособности, менее выраженном утомлении, меньшей распространенности реакций эмоционального дискомфорта, а также улучшении психосоматического состояния — установлен у учащихся ШПД-1 на фоне оптимизации двигательной активности.
У учащихся 6-7-х классов в ШПД-1 это подтверждают более высокие, чем в группе сравнения, значения интегрального показателя (ИПР) (1,74-0,96 усл. ед. против 1,21-0,69 усл.ед.) и меньшая распространенность реакций эмоционального дискомфорта в динамике учебного дня (16,3% против 33,3%, р<0,01). Кроме того, на отсутствие у них кумуляции утомления указывает снижение к концу недели доли неблагоприятных сдвигов умственной работоспособности УР (с 52,4 до 36,9%, р<0,01 против 24,7-40,5%, р<0,05) и частоты дискомфортных эмоциональных реакций (15,6% против 31,0% у сверстников группы сравнения, р<0,05).
Выраженные различия показателей ФСО учащихся сравниваемых групп подтверждают и данные годовой динамики умственной работоспсобности. В условиях оптимизации двигательной активности (ШПД-1) к концу учебного года величина ИПР школьников повышается в 1,5 раза (с 0,98 до 1,48 усл. ед.), тогда как у их сверстников в ШПД- 2 снижается более чем в 2 раза (с 1,46 до 0,68 усл. ед.).
В отличие от группы сравнения, школьников ШПД-1 характеризуют более высокие физиометрические показатели: жизненная емкость легких и устойчивость к гипоксии составляют соответственно 2655,7-2501,7 мл против 2171,0-2254,2 мл (р<0,05) и 52,6 против 40,5 (р<0,05). Результаты исследований убедительно свидетельствуют о том, что представленные в учебной и внеучебной деятельности ШПД-1 формы организации двигательной активности школьников, обеспечивающие дифференцированный подход с учетом их состояния здоровья, возраста и половой принадлежности, снижают негативное влияние интенсивной нагрузки, способствуют поддержанию умственной работоспособности на уровне достаточном для освоения школьной программы на протяжении учебного дня, недели и года.

Публикации

СТЕПАНОВА М.И., САЗАНЮК З.И., ВОРОНОВА Б.З., ПОЛЕНОВА М.А. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: ПУТИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ. ВЕСТНИК РАМН. 2009; 5: 30-33.

СТЕПАНОВА М.И., САЗАНЮК З.И., ПОЛЕНОВА М.А. И ДР. ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ. РОССИЙСКИЙ ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. 2011; 3: 46-49.

СТЕПАНОВА М.И., САЗАНЮК З.И., ПОЛЕНОВА М.А. И ДР. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННЫХ СПОСОБОВ СОСТАВЛЕНИЯ РАСПИСАНИЯ В ШКОЛЕ. ГИГИЕНА И САНИТАРИЯ. 2012; 1: 64-66.