Технология оптимизации обучения в условиях повышенной образовательной нагрузки

Название (по классификации)

Здоровьесберегающая технология

Возраст

Средние классы
Старшие классы

Краткое описание

Технология оптимизации обучения в условиях повышенной образовательной нагрузки предполагает реализацию комплекса мероприятий: изучение учебного материала на разном уровне трудности с помощью тестовых заданий, работа малыми группами, использование информационных технологий обучения по ряду учебных предметов в соответствии с существующими гигиеническими регламентами, равномерное чередование учебы и каникул (5 недель учебы сменяются недельными каникулами), проведение одного из 2-х уроков физкультуры в бассейне. В дополнение: в школе во внеучебное время проводились индивидуальные занятия и консультирование по выполнению домашних заданий.

Основные результаты

В условиях реализации комплексного подхода оптимизации обучения даже на фоне превышения недельного объема образовательной нагрузки (на 1 час) школьники (экспериментальная группа — ЭГ) имели более высокий и устойчивый уровень умственной работоспособности в динамике учебного дня, недели и года, чем их сверстники, обучавшиеся при соответствии объема образовательной нагрузки гигиеническим регламентам (группа контроля — КГ).
У учащихся 6-х классов ЭГ на это указывает остающиеся неизменными от начала к концу занятий показатели точности корректурной работы при увеличении количества стандартизованных ошибок на 500 знаков с 3,0 до 5,7 (р<0,001) в группе сравнения, а также высокие значения интегрального показателя работоспособности (ИПР) (2,0 усл.ед.- 1,16 усл.ед,), тогда как в КГ – данный показатель снижался более, чем в 4 раза (с 1,46 до 0,33 усл.ед.), а признаки сильного и выраженного утомления фиксировались практически у каждого второго школьника.
В динамике учебной недели учащихся ЭГ также отличал более высокий уровень умственной работоспособности (УР) (ИПР составляет 1,44-1,82-1,09 усл.ед. против 0,61-0,92-0,39 усл.ед. в группе сравнения) при лучшей сопротивляемости развитию учебного утомления (частота неблагоприятных сдвигов УР составляла не более 29,9-35,3% против 50,0-65,6% в группе сравнения, р<0,05-р<0,01). Полученные данные свидетельствуют о более высоких адаптационных способностях к учебным нагрузкам у учащихся в условиях экспериментального режима, чем у их сверстников, обучавшихся традиционно.

Публикации

ПОЛЕНОВА М.А., САЗАНЮК З.И., ШУМКОВА Т.В. О РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ. ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И СРЕДА ОБИТАНИЯ. 2012; 11 (236): 42-44.

СТЕПАНОВА М.И., КУИНДЖИ Н.Н., САЗАНЮК З.И., ПОЛЕНОВА М.А. И ДР. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ (ГЛ. 3). ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ /ПОД РЕД. В.Р. КУЧМЫ, Л.М. СУХАРЕВОЙ, М.И. СТЕПАНОВОЙ. М., 2009: 145-161.

СТЕПАНОВА М.И., САЗАНЮК З.И., ВОРОНОВА Б.З., ПОЛЕНОВА М.А. И ДР. ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ. СПОСОБЫ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА – GERMANY, SAARBRUCHEN: PALMRIUM ACADEMIC PUBLISHING, 2012. - 133С.