Технология модульного составления расписания уроков

Название (по классификации)

Здоровьесберегающая технология

Возраст

Средние классы
Старшие классы

Краткое описание

Модульное составление расписания школьных занятий основано на сдваивании уроков по одному предмету и последующем их разделении на равноценные по времени модули (3 занятия по 30 мин). Это позволяет учащимся изучать учебный материал укрупненными блоками, обеспечивает комфортный темп учебной работы на уроке за счет увеличения его общей продолжительности, значительно сокращает многопредметность в течение учебного дня и недели.

Основные результаты

Здоровьесберегающую эффективность организация обучения с использованием модульного принципа составления расписания занятий подтверждает более выраженная позитивная направленность сдвигов в характеристике функционального состояния и режиме жизнедеятельности учащихся в сравнении с показателями их сверстников, обучающихся традиционно (группа контроля). О меньшей физиологической стоимости обучения у учащихся средних классов при модульном расписании учебных занятий свидетельствует более высокие и устойчивые, чем в группе сравнения, значения интегрального показателя работоспособности (ИПР), отражающего уровень умственной работоспособности (УР) в динамике учебного дня, недели и года (ИПР 1,52 — 2,38 усл. ед. против 0,48 — 1,70 усл. ед.), а также меньшая частота случаев сильного и выраженного утомления (11,6 — 15,0% против 26,7 — 66,7%, p<0,01), повышенной невротизации (29,4 — 37,5% против 50,0 — 60,0%, p<0,01), неблагоприятных реакций артериального давления (30,0 — 44,8% против 60,0% и более), состояний эмоционального дискомфорта (в среднем 9,0% против 27,0%, p<0,001) и жалоб учащихся на плохое самочувствие (32,5% против 41,7%, p<0,05).
О большей адекватности условий обучения на фоне модульного расписания, позволяющих снизить напряжение адаптации учащихся, характерное для периода перехода к предметному обучению, свидетельствует благоприятная динамика показателей УР и психоэмоционального состояния учащихся 5-х классов в течение учебного дня, недели и года (сохраняющаяся скорость и точность выполнения корректурных заданий в начале и конце учебных занятий, высокие значения ИПР в эти периоды — 1,94 усл. ед. и 1,83 усл. ед., доля сдвигов работоспособности, отражающих сильное и выраженное утомление, не превышающая 28,1%, а также преобладание доли благоприятных эмоциональных состояний, регистрируемых у 79,9-83,8% школьников).
Новый прием составления расписания учебных занятий способствует нормализации режима дня учащихся: снижению затрат времени на подготовку домашних заданий, увеличению продолжительности прогулок, а также возможности занятий в спортивных кружках и секциях, которые посещают не менее 62,3% учащихся.

Публикации

СТЕПАНОВА М.И., САЗАНЮК З.И., ВОРОНОВА Б.З., ПОЛЕНОВА М.А. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: ПУТИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ. ВЕСТНИК РАМН. 2009; 5: 30-33.

СТЕПАНОВА М.И., САЗАНЮК З.И., ПОЛЕНОВА М.А. И ДР. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ. ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И СРЕДА ОБИТАНИЯ. 2009; 4(193): 34-37.

СТЕПАНОВА М.И., САЗАНЮК З.И., ПОЛЕНОВА М.А. И ДР. ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ. РОССИЙСКИЙ ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. 2011; 3: 46-49.

СТЕПАНОВА М.И., САЗАНЮК З.И., ПОЛЕНОВА М.А. И ДР. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННЫХ СПОСОБОВ СОСТАВЛЕНИЯ РАСПИСАНИЯ В ШКОЛЕ. ГИГИЕНА И САНИТАРИЯ. 2012; 1: 64-66.