Технология «Кабинет охраны зрения детей в образовательной организации»

Название (по классификации)

Оздоровительная технология

Возраст

Начальные классы
Средние классы
Старшие классы

Основные результаты

Технология разработана на основе изобретения «Способ лечения рефракционных заболеваний глаз» патент № 2336850-2008 г. (авторы Цамерян А.П., Дембский Л.К.). Технология предполагает использование офтальмологического конвейера – аппаратных оптико-физиологических методов. Технология адаптирована авторами для использования в общеобразовательных организациях и/или в организациях отдыха и оздоровления (пришкольные лагеря) для массовой профилактической работы со школьниками. Профилактическая технология «Кабинета охраны зрения детей» включает в себя:
Офтальмологический конвейер на 15 мест, состоящий из сертифицированного оборудования отечественного производства:
1. вибромассажеры,
2. аппараты цветоимпульсной стимуляции с биологической обратной связью «АСИР»,
3. очки LaserVision,
4. оборудование для музыкотерапии и светотерапии (записи звуков природы, лампа «волшебный фонтан»),
5. мультимедийная установка для демонстрации видов природы.
Технология предполагает последовательное использование вибромассажера (5-6 мин.), аппарата «АСИР» (5-6 мин.) и просмотра видеофильма в очках LaserVision (5-8 мин.) в условиях специального освещения в сопровождении релаксирующей музыки. Общая продолжительность одного сеанса составляет 15-20 минут.
Оздоровительную работу в кабинете охраны зрения можно проводить во время больших перемен, после окончания уроков первой смены и/или до уроков второй смены. Для проведения профилактической работы необходимо отдельное помещение площадью 12-15 м².
Проводит профилактическую работу средний медицинский персонал образовательной организации, прошедший специальную подготовку. Руководит работой врач-педиатр, работающий в школе. Рекомендуется ежегодное двукратное обследование всех обучающихся врачом-офтальмологом в начале и в конце учебного года для оценки динамики остроты зрения.
Показаниями для проведения технологии являются наличие у школьника: предмиопии, спазма аккомодации, миопии слабой и средней степени.
Курсовое оздоровление школьников в «кабинете охраны зрения», состоит из 10 сеансов. В зависимости от возможностей школы курс занятий для каждого обучающегося в «кабинете охраны зрения» в течение учебного года может быть повторен несколько раз.
Занятия с помощью аппаратных методов дополняются:
— информацией, включенной в учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», в т.ч. о влиянии на здоровье, и в особенности на зрение, современных информационно-коммуникационных средств (компьютеры, ноутбуки, мобильные телефоны, планшеты, ридеры, игровые устройства);
— обучением гигиеническим навыкам пользования перечисленными устройствами в образовательной и досуговой деятельности;
— обучением использования гимнастики для глаз и очков-тренажеров LaserVision для профилактики нарушений зрения.
Технология предполагает обязательное использование наглядных пособий, памяток и т. п. по охране зрения и широкую просветительскую работу среди педагогического коллектива, родительского сообщества, включение элементов волонтерского движения школьников в профилактическую работу.
Технология «Кабинет охраны зрения детей в образовательной организации» использовалась в течение 14 лет в гимназии №12 г. Долгопрудный Московской области. За период с 2000 до 2011 г. распространенность функциональных нарушений зрения среди мальчиков снизилась с 365,8‰ до 231,9‰ (р<0,05), у девочек осталась на прежнем уровне 295,1‰ и 294,0‰. Распространенность хронических болезней органа зрения осталась на прежнем уровне: так, в 2000 г. она составляла среди мальчиков 24,4‰, среди девочек 32,0‰; в 2011 г., соответственно, 28,9‰ и 26,8‰. Стабилизация уровней заболеваемости является благоприятным показателем, т.к. в школах, где профилактика нарушений зрения не проводится, в динамике обучения школьников от младших классов к старшим показатели возрастают многократно.
При обследовании учащихся 5-х классов, обучавшихся в гимназии №12 в течение 4 лет и посещавших «кабинет охраны зрения», частота встречаемости миопии составила 7,7%, в то время как среди их сверстников, обучавшихся в других школах и не охваченных профилактической работой — 40,7% (различие достоверно χ2 = 29,4, р = 0,000). При этом распространенность предмиопии в обеих группах была одинаковой: 57,7% и 55,6%.
В динамике наблюдения за детьми, отдыхавших в летнем оздоровительном лагере при гимназии и получившим в «кабинете охраны зрения» по 10 процедур выявлено улучшение зрения у 69,0% детей.

Публикации

БАРАНОВ А.А., КУЧМА В.Р., СУХАРЕВА Л.М. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ /РУКОВОДСТВО ДЛЯ ВРАЧЕЙ. – М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2008: 156-163.

СКОБЛИНА Н.А., ДОБРУК И.В., ЦАМЕРЯН А.П., САПУНОВА Н.О., ЦЕПЛЯЕВА К.В, ГУДИНОВА Ж.В., СКОБЛИНА Е.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «КАБИНЕТ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ ДЕТЕЙ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОЙ И УНИВЕРСИТЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ И ЗДОРОВЬЯ. 2001; 2:39-42.

СКОБЛИНА Н.А., МИЛУШКИНА О.Ю., ТАТАРИНЧИК А.А., ФЕДОТОВ Д.М., ЦАМЕРЯН А.П., ДОБРУК И.В., ЦЕПЛЯЕВА К.В., СКОБЛИНА Е.В. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ГИПЕРИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА. РОССИЙСКАЯ ДЕТСКАЯ ОФТАЛЬМОЛОГИЯ. 2017; 4:5-9.

СКОБЛИНА Н.А., МИЛУШКИНА О.Ю., ОБРУБОВ С.А., ТАТАРИНЧИК А.А., ЦАМЕРЯН А.П., МАРКЕЛОВА С.В. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ И ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ГЛАЗА У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. РОССИЙСКАЯ ДЕТСКАЯ ОФТАЛЬМОЛОГИЯ. 2019; 1: 22-27.