Название (по классификации)
Здоровьесберегающая технология
Возраст
Средние классы
Старшие классы
Краткое описание
Особенностями данной технологии гигиенического воспитания являются:
— комплексное решение проблем при структурировании форм, методов и средств воспитания в системе «семья – образовательное учреждение — общество»;
— междисциплинарная школьная программа «Здоровье» как часть учебно-воспитательного процесса вместо самостоятельного предмета «уроки здоровья»,
— активное вовлечение учащихся в процесс формирования здоровья и здорового образа жизни и доброжелательный стиль общения,
— учет доминирующих биологических и социальных потребностей в критические возрастные периоды,
— мониторинг поведенческих факторов и их коррекция по принципу обратной связи, создание саморазвивающегося процесса формирования у школьников устойчивой мотивации к ЗОЖ.
Основные результаты
Оценка технологии была реализована в школах Москвы и Московской области. Общеобразовательные организации были разделены на экспериментальные школы (ЭШ) и контрольные школы (КШ). ЭШ отличались от КШ включением в учебно-воспитательный процесс программ формирования у обучающихся мотивации к ЗОЖ.
Результаты исследований оценивались по изменению вариантов образа жизни и уровню адаптационных возможностей организма школьников, который изучался методом вариабельности сердечного ритма по показателю активности регуляторных систем.
Эффективность технологии гигиенического воспитания школьников (5, 9 и 11 классы) подтверждена тем, что:
1. при анкетировании учащихся 5, 9 и 11 классов не выявлено школьников, имевших опыт курения и употребления алкоголя в ЭШ, в то время как в КШ такой опыт имели, соответственно 10%, 25% и 20% подростков;
2. в динамике 3-х лет обучения выявлены положительные изменения адаптационных показателей в ЭШ, в то время как в КШ показатели не изменились: в ЭШ произошло увеличение количества учащихся с удовлетворительной адаптацией на 12,1% (р<0,05); снижение количества учащихся с напряженной адаптацией на 9,1% (р<0,05); количество учащихся с неудовлетворительной адаптацией осталось на прежнем уровне и составляло 3%; учащихся со срывом адаптации выявлено не было.