Технология гигиенического воспитания с формированием мотивации к здоровому образу жизни школьников (ЗОЖ) (авторы: А.Г. Сухарев, В.В. Стан, Л.Ф. Игнатова)

Название (по классификации)

Здоровьесберегающая технология

Возраст

Средние классы
Старшие классы

Краткое описание

Особенностями данной технологии гигиенического воспитания являются:
— комплексное решение проблем при структурировании форм, методов и средств воспитания в системе «семья – образовательное учреждение — общество»;
— междисциплинарная школьная программа «Здоровье» как часть учебно-воспитательного процесса вместо самостоятельного предмета «уроки здоровья»,
— активное вовлечение учащихся в процесс формирования здоровья и здорового образа жизни и доброжелательный стиль общения,
— учет доминирующих биологических и социальных потребностей в критические возрастные периоды,
— мониторинг поведенческих факторов и их коррекция по принципу обратной связи, создание саморазвивающегося процесса формирования у школьников устойчивой мотивации к ЗОЖ.

Основные результаты

Оценка технологии была реализована в школах Москвы и Московской области. Общеобразовательные организации были разделены на экспериментальные школы (ЭШ) и контрольные школы (КШ). ЭШ отличались от КШ включением в учебно-воспитательный процесс программ формирования у обучающихся мотивации к ЗОЖ.
Результаты исследований оценивались по изменению вариантов образа жизни и уровню адаптационных возможностей организма школьников, который изучался методом вариабельности сердечного ритма по показателю активности регуляторных систем.
Эффективность технологии гигиенического воспитания школьников (5, 9 и 11 классы) подтверждена тем, что:
1. при анкетировании учащихся 5, 9 и 11 классов не выявлено школьников, имевших опыт курения и употребления алкоголя в ЭШ, в то время как в КШ такой опыт имели, соответственно 10%, 25% и 20% подростков;
2. в динамике 3-х лет обучения выявлены положительные изменения адаптационных показателей в ЭШ, в то время как в КШ показатели не изменились: в ЭШ произошло увеличение количества учащихся с удовлетворительной адаптацией на 12,1% (р<0,05); снижение количества учащихся с напряженной адаптацией на 9,1% (р<0,05); количество учащихся с неудовлетворительной адаптацией осталось на прежнем уровне и составляло 3%; учащихся со срывом адаптации выявлено не было.

Публикации

СУХАРЕВ А.Г. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ. 2012; 2: 3-9

СУХАРЕВ А.Г., ИГНАТОВА Л.Ф., СТАН В.В., ЦЫРЕНОВА Н.М., ШЕЛОНИНА О. А., ЛУКАШОВА Ю.А. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ. РОССИЙСКИЙ ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. 2014; 3: 37-40.

СУХАРЕВ А.Г., ИГНАТОВА Л.Ф., СТАН В.В. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ. ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОЙ И УНИВЕРСИТЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ И ЗДОРОВЬЯ. 2015; 3:13-16

СУХАРЕВ А.Г., СТАН В.В., ИГНАТОВА Л.Ф. РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ У УЧАЩИХСЯ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ. ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОЙ И УНИВЕРСИТЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ И ЗДОРОВЬЯ. 2016; 2:33-35.