Название (по классификации)
Здоровьесберегающая технология
Возраст
Начальные классы
Средние классы
Краткое описание
Технология реализуется на основе разных принципов методической организации учебного процесса для мальчиков и девочек, разработанных педагогами и нейропсихологами. В классах девочек — это размеренный темп подачи учебного материала, многократное повторение пройденного, дозирование объема и разнообразия новой информации, использование типовых заданий, групповые формы работы с акцентом на взаимопомощь. Для мальчиков — высокий темп подачи учебного материала, минимальное повторение пройденного, постоянное обновление предлагаемых для решения задач, большое количество логических заданий, групповые формы работы с элементами соревнования, сначала — практическая работа, а после — выявление закономерностей.
Основные результаты
Здоровьесберегающий эффект технологии определяется соответствием организации учебного процесса познавательным возможностям и психофизиологическим особенностям школьников разного возраста и пола и, как следствие — снижением утомительности учебной деятельности. По сравнению с традиционным обучением эта технология обеспечивает более благоприятную динамику интегрального показателя центральной нервной системы — умственной работоспособности и ее вегетативного обеспечения и у мальчиков, и у девочек. Индикаторами эффективности дифференцированного подхода служат: лучшая сбалансированность скорости и точности умственной работы и устойчивость к развитию утомления; меньшая распространенность неблагоприятных реакций со стороны сердечно-сосудистой системы и случаев повышенной и высокой степени невротизации; более благоприятные показатели состояния здоровья выпускников 9-х гендерных классов по показателям школьно-обусловленных функциональных отклонений. К окончанию основной школы мальчики гендерных классов имели лучшую (по сравнению с их сверстниками из смешанных коллективов) точность умственной работы — 3,9±0,19 стандартизованных ошибок против 5,9±0,26, р<0,001, а также значимо меньшую распространенность неблагоприятных реакций артериального давления (35,3±5,6% против 83,3±8,7%, р<0,01) и случаев повышенной и высокой степени невротизации (36,8±6,0% против 80,0±8,7%, р<0,01). Дифференцированное по полу обучение способствует более эффективному формированию учебной мотивации, снижает утомительность учебного процесса, поддерживает благоприятное психоэмоциональное состояние учащихся. При сравнении мотивационных установок пятиклассников («успех в учебе – основа для уважения среди одноклассников», «важно понять объяснение учителя», «учеба – самое главное дело») различия в пользу учащихся гендерных коллективов обнаружены по 13-ти позициям у мальчиков и по 6-ти позициям у девочек. У учеников 9-х классов — по 14-ти позициям, у учениц — по 2-м (р<0,005-0,0001).