Технология дифференцированного обучения школьников разного пола (гендерная педагогическая технология)

Название (по классификации)

Здоровьесберегающая технология

Возраст

Начальные классы
Средние классы

Краткое описание

Технология реализуется на основе разных принципов методической организации учебного процесса для мальчиков и девочек, разработанных педагогами и нейропсихологами. В классах девочек — это размеренный темп подачи учебного материала, многократное повторение пройденного, дозирование объема и разнообразия новой информации, использование типовых заданий, групповые формы работы с акцентом на взаимопомощь. Для мальчиков — высокий темп подачи учебного материала, минимальное повторение пройденного, постоянное обновление предлагаемых для решения задач, большое количество логических заданий, групповые формы работы с элементами соревнования, сначала — практическая работа, а после — выявление закономерностей.

Основные результаты

Здоровьесберегающий эффект технологии определяется соответствием организации учебного процесса познавательным возможностям и психофизиологическим особенностям школьников разного возраста и пола и, как следствие — снижением утомительности учебной деятельности. По сравнению с традиционным обучением эта технология обеспечивает более благоприятную динамику интегрального показателя центральной нервной системы — умственной работоспособности и ее вегетативного обеспечения и у мальчиков, и у девочек. Индикаторами эффективности дифференцированного подхода служат: лучшая сбалансированность скорости и точности умственной работы и устойчивость к развитию утомления; меньшая распространенность неблагоприятных реакций со стороны сердечно-сосудистой системы и случаев повышенной и высокой степени невротизации; более благоприятные показатели состояния здоровья выпускников 9-х гендерных классов по показателям школьно-обусловленных функциональных отклонений. К окончанию основной школы мальчики гендерных классов имели лучшую (по сравнению с их сверстниками из смешанных коллективов) точность умственной работы — 3,9±0,19 стандартизованных ошибок против 5,9±0,26, р<0,001, а также значимо меньшую распространенность неблагоприятных реакций артериального давления (35,3±5,6% против 83,3±8,7%, р<0,01) и случаев повышенной и высокой степени невротизации (36,8±6,0% против 80,0±8,7%, р<0,01). Дифференцированное по полу обучение способствует более эффективному формированию учебной мотивации, снижает утомительность учебного процесса, поддерживает благоприятное психоэмоциональное состояние учащихся. При сравнении мотивационных установок пятиклассников («успех в учебе – основа для уважения среди одноклассников», «важно понять объяснение учителя», «учеба – самое главное дело») различия в пользу учащихся гендерных коллективов обнаружены по 13-ти позициям у мальчиков и по 6-ти позициям у девочек. У учеников 9-х классов — по 14-ти позициям, у учениц — по 2-м (р<0,005-0,0001).

Публикации

ЛАПОНОВА Е.Д. ВОЗМОЖНОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАЗНОГО ПОЛА. ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И СРЕДА ОБИТАНИЯ. 2016; 8 (281): 32–35.

ЛАПОНОВА Е.Д., ВЯТЛЕВА О.А. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ГЕНДЕРНОЙ ПЕДАГОГИКИ. ПЕДАГОГИКА. 2016; 8: 38–44.

ЛАПОНОВА Е.Д. ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКОВ 5-9-Х КЛАССОВ РАЗНОГО ПОЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ В УСЛОВИЯХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОЙ И УНИВЕРСИТЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ И ЗДОРОВЬЯ. 2018; 1:13-23.