Инновационный двигательный режим младших школьников

Название (по классификации)

Здоровьесберегающая технология

Возраст

Начальные классы

Краткое описание

Двигательный режим основан на системной интеграции различных форм и средств физического воспитания в образовательный процесс начальной школы:
• введение динамического часа в сетку занятий;
• введение в режим дня дополнительных
занятий физкультурой (ритмика, танцы и др.) во 2-й половине дня и проведение спортивных игр во вне учебное время;
• интеграцию динамического компонента в учебный процесс;
• проведение организованных подвижных игр разной интенсивности во
время прогулок;
• проведение организованных подвижных игр малой и средней
интенсивности во время перемен;
• интеграцию оздоровительного компонента в режим учебного дня;
• объем двигательной активности за учебный день должен быть не менее 15-16 тыс. шагов;
• объем двигательной активности в первой половине дня должен
составлять не менее 5-6 тыс. шагов, во второй половине дня не менее 9-10
тыс. шагов;
• соотношение организованного статического и динамического компонентов
должно быть не менее 1:2,5 в первом классе, не менее 1:2,0 во втором классе и не менее 1:1,5 в третьем классе.

Основные результаты

Эффективность двигательного режима (ДР) оценивалось на основе результатов сравнительного анализа физической работоспособности и адаптационного потенциала у обучающихся 1-2-х классов в динамике 2-х лет наблюдения при традиционном и инновационном ДР.
Инновационный двигательный режим (ДР) способствует более выраженному повышению физической работоспособности в динамике 2-х лет наблюдения, чем традиционный ДР.
У обучающихся школы с традиционным ДР в начале учебного года показатель PWC170 (показатель физической работоспособности) составил 355,7±16,8 кгм/мин, в конце второго года наблюдения – 459,8±20,8 кгм/мин (р<0,05); школы с инновационным ДР – 353,9 кгм/мин и 485,8±10,6 кгм/мин, соответственно (р<0,05). К концу второго года наблюдения прирост показателя PWC170 у детей школы с традиционной организацией двигательной активности (ДА) составил 29,3%, с инновационным — ДР — 37,3%, (р<0,05).
Динамика физиометрических показателей свидетельствует о более выраженном положительном влиянии инновационного ДР по сравнению с традиционным. За 2 года наблюдения прирост жизненной емкости легких (ЖЕЛ) у обучающихся школы с традиционной организацией ДА составил 32,7%, у детей школы с инновационным ДР – 40,3% (p<0,05).
Анализ значений адаптационного потенциала позволил установить, что количество первоклассников со сниженными функциональными возможностями в школе с традиционной организацией ДА к концу 2-го года наблюдения увеличилось с 8% до 20% (p<0,01), в школе с инновационным ДР уменьшилось с 20% до 12% (p<0,05).
При анализе острой заболеваемости первоклассников количество случаев заболевания на 100 детей составляло в школе с традиционной организацией ДА – 44,0 на первом году наблюдения, 48,0 — на втором году наблюдения; в школе с инновационным ДР — 38,5 и 38,4, соответственно. Количество случаев заболевания на 100 детей у второклассников школы с традиционной организацией ДА на первом году наблюдения составляло 46,2, на втором году наблюдения – 42,3; у второклассников школы с инновационным ДР — 33,3 и 37,0, соответственно

Публикации

БАКАНОВ И.М., ХРАМЦОВ П.И. ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ 1-2-Х КЛАССОВ ШКОЛ ПОЛНОГО ДНЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ. РОССИЙСКИЙ ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. 2007; 30-31.

ХРАМЦОВ П.И., БАКАНОВ И.М. ВЛИЯНИЕ РАЗНЫХ РЕЖИМОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И СРЕДА ОБИТАНИЯ. 2007; 2 (167): 7-8.

ХРАМЦОВ П.И., БАКАНОВ И.М. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛ ПОЛНОГО ДНЯ. ГИГИЕНА И САНИТАРИЯ. 2009; 2: 66-69.