Педагогическая технология обучения в условиях активной сенсорно-развивающей среды (АРС)

Название (по классификации)

Здоровьесберегающая технология

Возраст

Начальные классы

Краткое описание

АРС базируется на предметно-развивающей среде и адаптивном образовательном поле.
Предметно-развивающая среда состоит из элементов средового пространства, позволяющих использовать архитектурные особенности классного помещения для создания АРС и повышать двигательную активность детей. На уроке используются различные сенсорно-дидактические средства для предъявления наглядного материала, светомузыкальные компоненты, разно образные офтальмотренажеры, мебель для работы в режиме сидя-стоя (конторки).
Адаптивное образовательное поле предполагает:
— оптимизацию процесса обучения на уроке,
— использование деятельностных режимов в структуре урока, обеспечивающих комфортность на уроке,
— режим контроля за уровнем тревожности детей.
Технология АРС базируется на создании условий для игровой деятельности, предметного моделирования и повышения познавательной активности детей на уроке, увеличения их двигательной активности, способствующих профилактике нарушений костно-мышечной системы, зрительного утомления, близорукости, снижению уровня тревожности.

Основные результаты

Здоровьесберегающий потенциал обучения в условиях АРС подтверждается положительной динамикой состояния здоровья детей в экспериментальных группах к концу учебного года:
— отмечено снижение общей заболеваемости (884,1‰ против 672,4‰ в группе контроля),
— выявлена тенденция снижения распространенности функциональных нарушений и болезней костно-мышечной системы, органа зрения, невротических расстройств и расстройств поведения,
— регистрировалось снижение острой заболеваемости (индекс пропусков в экспериментальной группе составил 0,65 против 2,97 в группе контроля).
Установлено благоприятное влияние технологии АРС на функциональное состояние органов кровообращения у обучающихся:
— отмечена тенденция снижения распространенности неблагоприятных изменений сосудистого тонуса в динамике учебной недели (25,0%±9,0 в экспериментальной группе против 52,4%±10,0 в группе контроля),
— результаты УЗИ свидетельствуют об уменьшении числа случаев негативных изменений в состоянии сосудов (5% против 17% в группе контроля) в сочетании с увеличением количества позитивных сдвигов (57% против 32% в группе контроля) и увеличением количества детей, не имеющих выраженных отклонений в состоянии крупных сосудов (64% против 35% в группе контроля, р<0,05).
Технология обучения в условиях АРС способствует улучшению показателей умственной работоспособности детей:
— отмечено уменьшение количества ошибок в корректурных тестах у детей экспериментальных групп по сравнению с группой контроля (6,3 против 3,8) и увеличение числа работ, выполненных без ошибок,
— выявлено снижение частоты случаев явного и выраженного утомления в динамике учебного дня.
О преимуществах технологии АРС свидетельствует:
— улучшение показателей критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ) в конце учебного дня почти у 30% детей экспериментальных групп по сравнению с группой контроля, в которой изменений не отмечалось,
— уменьшение в динамике учебного года распространенности повышенного и высокого уровня невротизации обучающихся экспериментальных групп (64,3%±10,0 против 92,0%±6,0 в контрольной группе, р<0,05).
Здоровьесберегающая эффективность технологии обучения в условиях АРС подтверждается более благоприятным протеканием адаптации у детей экспериментальных групп: отмечена положительная динамика показателей, отражающих мотивацию к школьной деятельности и уровень тревожности обучающихся.
Здоровьесберегающий потенциал обучения в условиях АРС подтверждается положительной динамикой состояния здоровья детей в экспериментальных группах к концу учебного года:
— отмечено снижение общей заболеваемости (884,1‰ против 672,4‰ в группе контроля),
— выявлена тенденция снижения распространенности функциональных нарушений и болезней костно-мышечной системы, органа зрения, невротических расстройств и расстройств поведения,
— регистрировалось снижение острой заболеваемости (индекс пропусков в экспериментальной группе составил 0,65 против 2,97 в группе контроля).
Установлено благоприятное влияние технологии АРС на функциональное состояние органов кровообращения у обучающихся:
— отмечена тенденция снижения распространенности неблагоприятных изменений сосудистого тонуса в динамике учебной недели (25,0%±9,0 в экспериментальной группе против 52,4%±10,0 в группе контроля),
— результаты УЗИ свидетельствуют об уменьшении числа случаев негативных изменений в состоянии сосудов (5% против 17% в группе контроля) в сочетании с увеличением количества позитивных сдвигов (57% против 32% в группе контроля) и увеличением количества детей, не имеющих выраженных отклонений в состоянии крупных сосудов (64% против 35% в группе контроля, р<0,05).
Технология обучения в условиях АРС способствует улучшению показателей умственной работоспособности детей:
— отмечено уменьшение количества ошибок в корректурных тестах у детей экспериментальных групп по сравнению с группой контроля (6,3 против 3,8) и увеличение числа работ, выполненных без ошибок,
— выявлено снижение частоты случаев явного и выраженного утомления в динамике учебного дня.
О преимуществах технологии АРС свидетельствует:
— улучшение показателей критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ) в конце учебного дня почти у 30% детей экспериментальных групп по сравнению с группой контроля, в которой изменений не отмечалось,
— уменьшение в динамике учебного года распространенности повышенного и высокого уровня невротизации обучающихся экспериментальных групп (64,3%±10,0 против 92,0%±6,0 в контрольной группе, р<0,05).
Здоровьесберегающая эффективность технологии обучения в условиях АРС подтверждается более благоприятным протеканием адаптации у детей экспериментальных групп: отмечена положительная динамика показателей, отражающих мотивацию к школьной деятельности и уровень тревожности обучающихся.

Публикации

СТЕПАНОВА М.И., САЗАНЮК З.И., ПОЛЕНОВА М.А., УЛАНОВА С.А., ВОРОНОВА Б.З., ЛАШНЕВА И.П., БЕРЕЗИНА Н.О., СЕДОВА А.С., ЛАПОНОВА Е.Д. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И СРЕДА ОБИТАНИЯ.2011;18:168-172

СТЕПАНОВА М.И., САЗАНЮК З.И., ПОЛЕНОВА М.А., УЛАНОВА С.А., ЛАШНЕВА И.П., БЕРЕЗИНА Н.О., ЛАПОНОВА Е.Д., ШУМКОВА Т.В., ВОРОНОВА Б.З., АЛЕКСАНДРОВА И.Э., СЕДОВА А.С. РЕЗЕРВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ. РОССИЙСКИЙ ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. 2011; 6: 37-41

СТЕПАНОВА М.И., САЗАНЮК З.И., ПОЛЕНОВА М.А., УЛАНОВА С.А., ЛАШНЕВА И.П., БЕРЕЗИНА Н.О., ЛАПОНОВА Е.Д., ВОРОНОВА Б.З., АЛЕКСАНДРОВА И.Э., СЕДОВА А.С. ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СНИЖЕНИИ УТОМИТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА. 2012; 2(26): 64-67

СТЕПАНОВА М.И., САЗАНЮК З.И., ПОЛЕНОВА М.А., УЛАНОВА С.А., ЛАШНЕВА И.П., БЕРЕЗИНА Н.О., СЕДОВА А.С., ЛАПОНОВА Е.Д. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ГИГИЕНА И САНИТАРИЯ. 2012; 2(91): 52-55

УЛАНОВА С.А., СТЕПАНОВА М.И. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ АКТИВНОЙ СЕНСОРНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И СРЕДА ОБИТАНИЯ. 2018; 8: 39-43