Название (по классификации)
Здоровьесберегающая технология
Возраст
Начальные классы
Краткое описание
АРС базируется на предметно-развивающей среде и адаптивном образовательном поле.
Предметно-развивающая среда состоит из элементов средового пространства, позволяющих использовать архитектурные особенности классного помещения для создания АРС и повышать двигательную активность детей. На уроке используются различные сенсорно-дидактические средства для предъявления наглядного материала, светомузыкальные компоненты, разно образные офтальмотренажеры, мебель для работы в режиме сидя-стоя (конторки).
Адаптивное образовательное поле предполагает:
— оптимизацию процесса обучения на уроке,
— использование деятельностных режимов в структуре урока, обеспечивающих комфортность на уроке,
— режим контроля за уровнем тревожности детей.
Технология АРС базируется на создании условий для игровой деятельности, предметного моделирования и повышения познавательной активности детей на уроке, увеличения их двигательной активности, способствующих профилактике нарушений костно-мышечной системы, зрительного утомления, близорукости, снижению уровня тревожности.
Основные результаты
Здоровьесберегающий потенциал обучения в условиях АРС подтверждается положительной динамикой состояния здоровья детей в экспериментальных группах к концу учебного года:
— отмечено снижение общей заболеваемости (884,1‰ против 672,4‰ в группе контроля),
— выявлена тенденция снижения распространенности функциональных нарушений и болезней костно-мышечной системы, органа зрения, невротических расстройств и расстройств поведения,
— регистрировалось снижение острой заболеваемости (индекс пропусков в экспериментальной группе составил 0,65 против 2,97 в группе контроля).
Установлено благоприятное влияние технологии АРС на функциональное состояние органов кровообращения у обучающихся:
— отмечена тенденция снижения распространенности неблагоприятных изменений сосудистого тонуса в динамике учебной недели (25,0%±9,0 в экспериментальной группе против 52,4%±10,0 в группе контроля),
— результаты УЗИ свидетельствуют об уменьшении числа случаев негативных изменений в состоянии сосудов (5% против 17% в группе контроля) в сочетании с увеличением количества позитивных сдвигов (57% против 32% в группе контроля) и увеличением количества детей, не имеющих выраженных отклонений в состоянии крупных сосудов (64% против 35% в группе контроля, р<0,05).
Технология обучения в условиях АРС способствует улучшению показателей умственной работоспособности детей:
— отмечено уменьшение количества ошибок в корректурных тестах у детей экспериментальных групп по сравнению с группой контроля (6,3 против 3,8) и увеличение числа работ, выполненных без ошибок,
— выявлено снижение частоты случаев явного и выраженного утомления в динамике учебного дня.
О преимуществах технологии АРС свидетельствует:
— улучшение показателей критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ) в конце учебного дня почти у 30% детей экспериментальных групп по сравнению с группой контроля, в которой изменений не отмечалось,
— уменьшение в динамике учебного года распространенности повышенного и высокого уровня невротизации обучающихся экспериментальных групп (64,3%±10,0 против 92,0%±6,0 в контрольной группе, р<0,05).
Здоровьесберегающая эффективность технологии обучения в условиях АРС подтверждается более благоприятным протеканием адаптации у детей экспериментальных групп: отмечена положительная динамика показателей, отражающих мотивацию к школьной деятельности и уровень тревожности обучающихся.
Здоровьесберегающий потенциал обучения в условиях АРС подтверждается положительной динамикой состояния здоровья детей в экспериментальных группах к концу учебного года:
— отмечено снижение общей заболеваемости (884,1‰ против 672,4‰ в группе контроля),
— выявлена тенденция снижения распространенности функциональных нарушений и болезней костно-мышечной системы, органа зрения, невротических расстройств и расстройств поведения,
— регистрировалось снижение острой заболеваемости (индекс пропусков в экспериментальной группе составил 0,65 против 2,97 в группе контроля).
Установлено благоприятное влияние технологии АРС на функциональное состояние органов кровообращения у обучающихся:
— отмечена тенденция снижения распространенности неблагоприятных изменений сосудистого тонуса в динамике учебной недели (25,0%±9,0 в экспериментальной группе против 52,4%±10,0 в группе контроля),
— результаты УЗИ свидетельствуют об уменьшении числа случаев негативных изменений в состоянии сосудов (5% против 17% в группе контроля) в сочетании с увеличением количества позитивных сдвигов (57% против 32% в группе контроля) и увеличением количества детей, не имеющих выраженных отклонений в состоянии крупных сосудов (64% против 35% в группе контроля, р<0,05).
Технология обучения в условиях АРС способствует улучшению показателей умственной работоспособности детей:
— отмечено уменьшение количества ошибок в корректурных тестах у детей экспериментальных групп по сравнению с группой контроля (6,3 против 3,8) и увеличение числа работ, выполненных без ошибок,
— выявлено снижение частоты случаев явного и выраженного утомления в динамике учебного дня.
О преимуществах технологии АРС свидетельствует:
— улучшение показателей критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ) в конце учебного дня почти у 30% детей экспериментальных групп по сравнению с группой контроля, в которой изменений не отмечалось,
— уменьшение в динамике учебного года распространенности повышенного и высокого уровня невротизации обучающихся экспериментальных групп (64,3%±10,0 против 92,0%±6,0 в контрольной группе, р<0,05).
Здоровьесберегающая эффективность технологии обучения в условиях АРС подтверждается более благоприятным протеканием адаптации у детей экспериментальных групп: отмечена положительная динамика показателей, отражающих мотивацию к школьной деятельности и уровень тревожности обучающихся.