Образовательная технология «ИнтеллекТ» (ОТИ)

Название (по классификации)

Здоровьесберегающая технология

Возраст

Средние классы

Краткое описание

Образовательная технология «ИнтеллекТ» (ОТИ), способствует повышению эффективности учебной деятельности путем целенаправленного развития познавательных способностей и учебной мотивации у школьников, а также устойчивости детского организма к развитию переутомления. Реализация ОТИ предполагает использование в учебном процессе специальных заданий, направленных на тренинг когнитивных функций, развитие предметно-речевых умений и навыков (чтение, речь, письмо и восприятие на слух) и психических качеств учащихся (память, внимание, воображение и мышление).

Основные результаты

Здоровьесберегающий эффект Образовательной технологии «ИнтеллекТ» проявляется в том, что развитие навыков учебной работы и тренировка когнитивных функций помогают школьникам успешно справляться с повышенной образовательной нагрузкой и сохранять в процессе обучения высокий уровень умственной работоспособности, о чем свидетельствуют значения интегрального показателя работоспособности (ИПР) у учащихся 5-7-х классов (1,02-0,98-1,05 усл. ед.). На снижение физиологической стоимости обучения в условиях ОТИ и соответствие образовательной нагрузки функциональным возможностям учащихся указывает уменьшение выраженности признаков утомления (в рамках тенденции) и проявлений тревожности (р<0,05-р<0,01) в динамике обучения от 5-х к 9-м классам.
По мере увеличения школьного стажа и продолжительности систематического использования ОТИ развитие познавательных способностей у учащихся повышает их учебные возможности и обеспечивает устойчивость к развитию утомления в отличие от сверстников в школе с аналогичным объемом образовательной нагрузки и традиционной организацией учебного процесса (контрольная группа — КГ). На фоне ОТИ у учащихся 4-х и 5-х классов показатели утомления становятся значительно ниже, чем в группе сравнения (35,6-43,9% против 54,0-56,9%, р<0,05). Характер изменений умственной работоспособности учащихся в динамике учебного дня также свидетельствует о том, что ОТИ позволяет им осваивать повышенные учебные нагрузки без кумуляции утомления: сниженная в конце учебного дня работоспособность школьников восстанавливалась к началу учебных занятий следующего дня, на это же указывают высокие исходные значения ИПР среди учащихся 5-9-х классов (выше 1,0 усл. ед.), как в начале, так и в конце учебного года.

Публикации

СТЕПАНОВА М.И., САЗАНЮК З.И., ПОЛЕНОВА М.А. И ДР. РЕЗЕРВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ. РОССИЙСКИЙ ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. 2011; 37-40.

СТЕПАНОВА М.И., САЗАНЮК З.И., ПОЛЕНОВА М.А. И ДР. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ. ГИГИЕНА И САНИТАРИЯ. 2012; 2: 52-55.

СТЕПАНОВА М.И., САЗАНЮК З.И., ПОЛЕНОВА М.А. И ДР. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ УТОМЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ. ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И СРЕДА ОБИТАНИЯ. 2012; №3(228): 10-12.

СТЕПАНОВА М.И., САЗАНЮК З.И. ПОЛЕНОВА М.А. И ДР. ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СНИЖЕНИИ УТОМИТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА. 2012; 2 (26): 64-67.