Система обучения в медицинском предуниверсарии с использованием симуляционных и фантомных технологий

Название (по классификации)

Здоровьесберегающая технология

Возраст

Старшие классы

Краткое описание

Фантомные и симуляционные технологии используются для формирования практических знаний и умений по уходу и коммуникации с больными, сердечно-легочной реанимации, оказания первой помощи и помощи в чрезвычайных ситуациях.
В предуниверсарии модульное построение учебного расписания. Лекции читают профессора медицинского университета. Недельная учебная нагрузка 38-40 часов – превышает гигиенические нормативы. Уроки, сдвоенные по 45 минут, с перерывами по 5-10 минут. Обеденный перерыв (полчаса) между вторым и третьим занятием. На занятиях по предметам естественного цикла (химия, биология, физика) 15% времени используются цифровые технологии с применением электронных досок.
На индивидуальную проектную деятельность отводится 20 часов в неделю работы в малых группах (до 5 человек) с преподавателями.
Симуляционные занятия проводятся 1 раз в неделю после основных занятий; длятся они 90 минут с 5-ти минутным перерывом через 45 минут.

Основные результаты

Умственная работоспособность учащихся в динамике учебного дня при 38-часовой недельной нагрузке стабильна. Критическая частота слияния световых мельканий (КЧСМ) как показатель функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и зрительного анализатора обучающихся предуниверсария до и после уроков в динамике недели колебалась от 32,1 до 39,05 Гц, что указывает на стабильное функционирование ЦНС и зрительного анализатора. Во все учебные дни реакции обучающихся на движущийся объект (РДО) стабильны по показателям скорости и точности реагирования, что свидетельствует о сбалансированности нервных процессов.
Показатели треморометрии на симуляционных занятиях стабильны, а регистрируемое увеличение в 1,5 раза частоты касаний, свидетельствует о хорошем состоянии координационных возможностей нервно-мышечного аппарата (НМА) рук.
Субъективная оценка обучающимися симуляционных занятий с использованием теста Люшера показала, что напряжение эмоциональной сферы и высокие показатели фактора тревожности у обучающихся обнаруживаются примерно в одинаковом проценте случаев, как при традиционных уроках, так и при симуляционной деятельности на фантомах (74,0-73,0%).
Симуляционная деятельность способствует фактору активности: у 53,5% учащихся он на уровне выше среднего, что в 1,4 раза больше, чем при традиционном виде учебной деятельности. При традиционных занятиях 48% обучающихся демонстрируют низкие значения фактора активности. Однако для всех обучающихся медицинского предуниверсария характерен высокий уровень тревожности при любых видах учебной деятельности.
Тест Люшера по расчетному вегетативному коэффициенту свидетельствует, что у 40,0% обучающихся вне зависимости от вида учебной деятельности зарегистрировано преобладание парасимпатической системы, что свидетельствует о функциональном напряжении организма обучающихся.

Публикации

ТИКАШКИНА О.В. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБУЧЕНИЯ В РЕСУРСНОМ ЦЕНТРЕ «СЕЧЕНОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ПРЕДУНИВЕРСАРИЙ». САНИТАРНЫЙ ВРАЧ. 2020; 4: 68-75.

САНЬКОВ С.В., ТИКАШКИНА О.В. ИЗУЧЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РИСКА ЗДОРОВЬЮ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ. ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И СРЕДА ОБИТАНИЯ. 2020; 6: 9-14.

КУЧМА В.Р., МАКАРОВА А.Ю., ТИКАШКИНА О.В. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НОВЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В МЕДИЦИНСКОМ ПРЕДУНИВЕРСАРИИ. ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И СРЕДА ОБИТАНИЯ. 2020; 6: 4-9.

ТИКАШКИНА О.В., МАКАРОВА А.Ю. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕДИЦИНСКОГО ПРЕДУНИВЕРСАРИЯ В ОТНОШЕНИИ СОБСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ. САНИТАРНЫЙ ВРАЧ, 2020; 9: 43-49.