Образовательная система «УниК». Автор – заслуженный учитель РФ В.И.Жохов

Название (по классификации)

Здоровьесберегающая технология

Возраст

Начальные классы

Краткое описание

Технология базируется на инновационном подходе с более интенсивной организацией учебной деятельности и опережающим темпом изучения учебного материала, с использованием мультимедийного способа подачи информации. Мероприятия, направленные на профилактику переутомления, школьной дезадаптации, развития и поддержание высокой учебной мотивации и умственной работоспособности учащихся включают: поурочно выстроенные планы, специальный подбор учебных заданий с учетом индивидуальных особенностей детей, снижения объема домашних заданий, создание позитивного эмоционального настроя.

Основные результаты

Здоровьесберегающий потенциал технологии подтвержден результатами исследований в условиях школы. Доказано отсутствие негативного влияния на показатели физического развития и функциональных возможностей детей в процессе обучения в начальной школе. В группе «УниК» и группе контроля отклонения в физическом развитии были выявлены у 33,0% и 38,0% детей соответственно, р>0,05. В группе «УниК» в 2 раза больше мальчиков имели уровень развития мышечной силы выше среднего (56,0% против 28,0% в контрольной группе, р<0,05). Более высокая интенсивность учебной деятельности (плотность урока — 85,0%-90,0%, смена видов деятельности на уроке -9, мультимедийный способ подачи информации) не сопровождалась увеличением численности детей с признаками явного и выраженного утомления (в группах «УниК» и контроля их доля составляла 36,3%±3,3 и 34,0%±4,7 соответственно, р>0,05).
Здоровьесберегающая эффективность технологии проявилась тенденцией повышения уровня психологического комфорта детей (распространенность дискомфортных эмоциональных состояний составила в группе «УниК» 12,5% ±2,4, а в группе контроля – 19,1%±3,4, р>0,05), сокращением затрат времени на подготовку уроков (количество детей, у которых приготовление домашних заданий занимало более 1,5 часов – 15,2%±5,3 в группе «УниК» против 37,0%±7,1 в группе контроля, р<0,05).

Публикации

СТЕПАНОВА М.И., БЕРЕЗИНА Н.О., ЛАШНЕВА И.П., ШУМКОВА Т.В. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ. ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И СРЕДА ОБИТАНИЯ.2018; 8: 44-462

СТЕПАНОВА М.И., БЕРЕЗИНА Н.О., ЛАШНЕВА И.П. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОЙ И УНИВЕРСИТЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ И ЗДОРОВЬЯ. 2019; 1: 27-32