Медико-образовательный модуль профилактики и коррекции нарушений и заболеваний костно-мышечной системы школьников

Название (по классификации)

Здоровьесберегающая технология

Возраст

Средние классы
Старшие классы

Краткое описание

Медико-образовательный модуль профилактики и коррекции нарушений и заболеваний костно-мышечной системы (КМС) школьников используется в рамках школьной программы предметов ОБЖ, биологии, химии, физкультуры в течение учебного года.
Основой данной модели является медико-образовательный модуль, который представляет собой 3-х уровневую систему и включает в себя:
1. подходы к ранней диагностике и коррекции нарушений КМС; взаимодействие с детской поликлиникой, специализированными отделениями лечебно-профилактическими учрежденеиями, врачебно-физкультурными диспансерами;
2. оптимизацию двигательной активности и физическое воспитание школьников, которое включает в себя:
— физкультминутки (ФМ) на уроках, переменах и дома (комплексы упражнений);
— подвижные игры на переменах и во внеурочное время
— комплексы упражнений для профилактики и коррекции нарушений и заболеваний КМС.
Предлагаемые упражнения для ФМ разделены на 8 групп в зависимости от назначения:
1. упражнения для улучшения мозгового кровообращения;
2. для снятия зрительного утомления;
3. для снятия утомления с мелких мышц кисти;
4. для снятия утомления с плечевого пояса и рук;
5. для снятия утомления с туловища;
6. для снятия утомления с ног;
7. для мобилизации внимания;
8. дыхательные упражнения.
Эти упражнения рекомендуется выполнять в виде комплексов, то есть упражнений, чередующихся в определённом порядке и выполняемых установленное количество раз как на уроках и переменах, так и дома. Детям с нарушениями осанки и стопы показаны регулярные спортивно-коррекционные занятия.
3. обучение учителей, родителей и самих детей основам здорового образа жизни с акцентом на профилактику нарушений КМС, с использованием структурированного набора информационно методических материалов.

Основные результаты

В течение 3-х лет в экспериментальной группе (338 учащихся 5-8 классов) удалось значимо снизить распространённость функциональных нарушений и начальных форм заболеваний КМС по 7-ми из 14-ти показателей. Среди них функциональные нарушения позвоночника и стопы, сколиоз и плоскостопие. В этой группе также значимо снизилась распространённость такого, влияющего на них фактора риска, как избыточная масса тела (23,1±2,3% против 10,5±1,7%, р<0,05).
В контрольной группе (318 учащихся 5-8 классов) распространённость нарушений и заболеваний КМС за 3 года увеличилась по 6-ти показателям из 14-ти.
В экспериментальной группе по сравнению с контрольной снижение распространённости нарушений и заболеваний КМС произошло по 9-ти показателям из 14-ти.
Использование в работе со школьниками экспериментальной группы медико-образовательного модуля позволило за 3 месяца повысить их информированность по всем 19-ти изучаемым показателям – факторам риска для КМС. По ряду показателей повышение информированности достигало 100%.
Сформированность знаний, позитивных навыков поведения, улучшение показателей КМС школьников рассматриваются как критерии эффективности предложенной технологии в условиях общеобразовательного учреждения.

Публикации

МИРСКАЯ Н.Б., КОЛОМЕНСКАЯ А.Н., ЛЯХОВИЧ А.В., СИНЯКИНА А.Д., САМУСЕНКО И.Ю. ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ И ЗАБОЛЕВАНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. М.: ФЛИНТА-НАУКА. 2009. 224 С.

МИРСКАЯ Н.Б., КОЛОМЕНСКАЯ А.Н., ЛЯХОВИЧ А.В., СИНЯКИНА А.Д., КРАИЛИНА С.И., РОСОМАХА Р.М. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГО МОДУЛЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ И ЗАБОЛЕВАНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ШКОЛЬНИКОВ. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ. , 2007. 4 (35): 69-76.

МЕДВЕДЬ Л.М., ЛЯХОВИЧ А.В., КОЛОМЕНСКАЯ А.Н., МИРСКАЯ Н.Б., ГУТМАН М.Р. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ. ГИГИЕНА И САНИТАРИЯ. 2012; (91). 1: 40-44.