Название (по классификации)
Оздоровительная технология
Возраст
Начальные классы
Основные результаты
Процедуры могут проводиться в период сезонного увеличения частоты респираторных заболеваний или с октября по апрель при отсутствии сезонной периодичности.
Методика элиминационной терапии (ЭТ) заключается в том, что все учащиеся класса (классов) из строго индивидуальных флаконов со спреем одновременно трижды в день (в начале 2-го урока, в конце ежедневных уроков и перед уходом домой после продленного дня) впрыскивают в носовые ходы спрей с морской водой (с концентрацией хлорида натрия 0,9%). Все назальные спреи с морской водой содержат как минимум 2500 мг/л ионов Na+, 5500 мг/л Cl , 350-480 мг/л Mg2+, 80 мг/л Ca2+, 40 мг/л йода, что оказывает благоприятное действие на мерцательный эпителий слизистой оболочки носа и околоносовых пазух. За счет регулярного орошения слизистых носа происходит их очищение от пылевых частиц и засохшего экссудата, удаление инфекционных агентов (бактерий, вирусов, грибков) и увлажнение, а также улучшается работа мерцатель-ного эпителия. Вытекающая из носа жидкость промокается бумажными салфетками, которые собираются в мешок для мусора и утилизируются как обычные отходы. Процедуры осуществляют сами дети. Освоение процедуры происходит под руководством медицинской сестры школы, а затем ЭТ проводится под контролем учителей.
Для оценки эффективности ЭТ в одной из школ учащиеся 1-4 классов были поделены по параллелям на экспериментальную группу (ЭГ) и контрольную группу (КГ). В ЭГ проводилась ЭТ 2 месяца, а результаты – пропуски детьми занятий по болезни ежедневно регистрировались в течение 4 месяцев с момента начала терапии. В КГ ЭТ не проводилась, случаи заболеваний также регистрировались.
Эффективность ЭТ подтверждают:
1. значимые различия между ЭГ и КГ по показателям болевших детей: в ЭГ 13,86±3,44 против 38,54±4,97 в КГ (p˂0,001),
2. статистически значимые различия между ЭГ и КГ по показателям частоты случаев заболеваний: 14,85±3,54 в ЭГ против 45,83±5,09 в КГ (p˂0,001),
3. меньшее количество дней, пропущенных в связи с ОРЗ детьми ЭГ (124,75 дня), по сравнению со школьниками КГ (298,96 дней),
4. более высокий «Индекс здоровья» (количество детей, не болевших острыми респираторными заболеваниями, ни разу) 2 месяца ЭТ: в ЭГ (86,14±3,44%) по сравнению с КГ (61,46±4,97%) (p˂0,001).
Аллергических реакций и отказов детей от процедуры не зафиксировано. Процедура впрыскивания спрея не затрудняла проведение учебного процесса и занимала несколько минут.
При последующем наблюдении за учащимися ЭГ и КГ в течение двух месяцев после завершения ЭТ в ЭГ наблюдалось меньшее число детей, болевших ОРЗ, по сравнению контрольной группой (8,91±2,83 против 11,46±3,25). Схожими были соотношения таких показателей как частота случаев заболеваний (8,91±2,83 против 11,46±3,25). Количество дней, пропущенных в связи с ОРЗ, в ЭГ по сравнению с КГ было меньшим (47,52 против 75,0 в расчете на 100 учащихся). «Индекс здоровья» в ЭГ в течение 2 месяцев после ЭТ составил 91,01%, в КГ – 88,54%. Определенную устойчивость детей к ОРЗ в ЭГ, наблюдавшуюся в течение 2 месяцев после прекращения ЭТ, можно объяснить стимуляцией функции мерцательного эпителия слизистой носа и околоносовых пазух ионами магния, содержащимися в спрее с морской водой, а также неспецифической стимуляцией клеточного иммунитета.
В последующем ЭТ была реализована в других школах, проводилась в течение 4-7 месяцев в осенне-зимний и весенний период с таким же положительным эффектом.