НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков | Федеральное государственное автономное учреждение «НМИЦ Здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Список литературы и нормативно-правовой документации

Библиотека «Вопросы здоровьесбережения школьников в образовательных организациях»

I. Нормативно-правовая документация

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2021) «Об образовании в Российской Федерации». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201212300007
  2. Федеральный Закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации №429-ФЗ от 08.12.2020; http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012080096
  3. Федеральный Закон о внесении изменений в статью 5 Федерального «Закона о науке и государственной научно-технической политике» и статью 103 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 399-ФЗ. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012080003
  4. Федеральный Закон РФ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 (в ред. от 13.07.2020). http://www.kremlin.ru/acts/bank/13636
  5. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». С изменениями и дополнениями от 25 июня 2012 г., 2, 23 июля, 27 сентября, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 21 июля, 22 октября, 1, 31 декабря 2014 г., 8 марта, 6 апреля, 29 июня, 13 июля, 30 сентября, 14, 29 декабря 2015 г., 5, 26 апреля, 3 июля 2016 г., 3 апреля, 1 мая, 1, 29 июля, 5, 29 декабря 2017 г., 7 марта, 19 июля, 3 августа, 25, 27 декабря 2018 г., 6 марта, 29 мая, 2, 27 декабря 2019 г., 26 марта, 8, 22 декабря 2020 г. https://minzdrav.gov.ru/documents/7025
  6. План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года. Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. № 122-р. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400150053/
  7. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» /Постановление Роспотребнадзора от 28.09.2020 г. №28. https://www.rospotrebnadzor.ru/files/news/SP2.4.3648-20_deti.pdf
  8. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». /Постановление Роспотребнадзора от 28.01.2021 г. №2. https://www.rospotrebnadzor.ru/files/news/GN_sreda%20_obitaniya_compressed.pdf
  9. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» /Постановление Роспотребнадзора от 01.01.2021 г. https://www.rospotrebnadzor.ru/upload/iblock/789/0001202011120001.pdf
  10. Методические рекомендации MP 2.4.0162-19. «Особенности организации питания детей, страдающих сахарным диабетом и иными заболеваниями, сопровождающимися ограничениями в питании (в образовательных и оздоровительных организациях)». https://docs.cntd.ru/document/564629719
  11. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642. http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449
  12. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 5 ноября 2013 г. № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях». https://minjust.consultant.ru/documents/8705?items=1&page=1
  13. Приказ Минздрава России от 21.02.2020 N 114н «О внесении изменений в отдельные приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации, утверждающие порядки оказания медицинской помощи (Утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 февраля 2020 г. N 114н). http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007280022


II. Научные публикации

  1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. Значение здоровья детей в формировании их гармоничного развития. Гигиена и санитария. 2015; 6: 58–62. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24858874
  2. Богомолова Е.С., Кузмичев Ю.Г, Писарева А.Н. и др. Санитарно-гигиеническое обеспечение общеобразовательных организаций как фактор риска школьников. Медицинский альманах. 2017; 4 (49): 157–162. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_30114704_51736733.pdf
  3. Горелова Ж.Ю., Баканов М.И., Мазанова Н.Н. и др. Специализированные продукты в школьном питании. Здоровье населения и среда обитания. 2016; 8 (281): 47- 49. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_26534189_86556527.pdf
  4. Горелова Ж.Ю., Филиппова С.П., Соловьёва Ю.В. и др. Роль семьи и школы в формировании пищевого поведения учащихся Москвы и Алтайского края. Профилактическая медицина. 2018; 6 (21): 63 – 67. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36900875
  5. Горелова Ж.Ю., Соловьева Ю.В., Летучая Т.А. Современные информационные технологии по повышению грамотности школьников в области здорового питания. Евразийское Научное Объединение. 2020; 8-3 (66): 136-141. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43947940_12613046.pdf
  6. Джабхарова З.М., Недюрмагомедов Г.Г., Джаруллаев Д.Г. Здоровьеберегающие технологии в процессе обучения учащихся. Высшее образование сегодня. 2014; 9:104–107. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_22575107_48471047.pdf
  7. Зайцева Н.П., Устинова О.Ю. Риск-ориентированные нарушения здоровья детей и подростков: оценка, профилактика, коррекция. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016;1: 20–25. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_26129239_26075417.pdf
  8. Кардангушева А.М., Эльгарова Л.В., Эльгаров А.А. Распространенность и многолетние тренды факторов риска неинфекционных заболеваний у школьников 10-17 лет. Профилактическая медицина. 2013; 6: 55–60. https://www.mediasphera.ru/issues/profilakticheskaya-meditsina/2013/6/downloads/ru/031726-6130201369
  9. Картышева С.И. Анализ здоровьесберегающих технологий и их роль в образовательном процессе. Культура физическая и здоровье. 2014; 4 (51): 77–79. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_22896145_18493478.pdf
  10. Концепция совершенствования (модернизации) единой информационной образовательной среды, обеспечивающей реализацию национальных стратегий развития Российской Федерации. Педагогика. 2018; 4: 98-125. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32856665
  11. Кучма В.Р. Риски здоровью обучающихся в современной российской школе. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018; 4: 11–18. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_39150455_68389260.pdf
  12. Кучма В.Р., Фисенко А.П. Медико-профилактические направления укрепления здоровья детей в рамках реализации Плана мероприятий Десятилетия детства до 2020 г. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018; 3: 4–9. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37232051_72535226.pdf
  13. Основы здорового образа жизни детей / под ред. А.П. Фисенко. 2-е изд., исправл. и дополнен. – М.: Полиграфист и издатель, 2021. — (Информационные материалы / ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России) — ISBN 978-5-6044834-7-3 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41312280
  14. Рапопорт И.К., Соколова С.Б., Чубаровский В.В. Систематизация профилактических и оздоровительных технологий как инструмент совершенствования здоровьесбергающей деятельности в школах. Здоровье населения и среда обитания. 2016; 10 (283): 26–28. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_27163090_36751382.pdf
  15. Рапопорт И.К. Сухарева Л.М. Одиннадцатилетнее лонгитудинальное наблюдение: распространенность и течение функциональных отклонений и хронических болезней у московских школьников. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019; 1: 19–27. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_39157871_25931222.pdf
  16. Рапопорт И.К., Цамерян А.П. Особенности формирования нервно–психических расстройств и нарушений зрения у московских учащихся в процессе обучения. Здоровье населения и среда обитания. 2019; 5(314): 20 – 27. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37636508_71230599.pdf
  17. Фисенко А.П. Охрана здоровья детей в России: история и задачи Десятилетия детства (к 255-летию государственной системы охраны здоровья детей. Российский педиатрический журнал. 2018; 21(5): 260–265. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36790457
  18. Храмцов П.И., Березина Н.О. Критерии оценки эффективности технологий здоровьесбережения дошкольников. Здоровье населения и среда обитания. 2015;1: 17–19. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_23327414_50168435.pdf

 

III. Международные научные публикации

Технологии по физической активности и здоровому питанию

  1. HEPS Guidelines Authors: Aniek Boonen, M.Sc. Nanne de Vries, Ph.D. Silvia de Ruiter, M.Sc. Sue Bowker, M.Sc. Goof Buijs, M.Sc., 2009, 24 р. ISBN: 9789069282596. Available et: https://www.schoolsforhealth.org/sites/default/files/editor/Teachers%20resources/heps-guidelines-english.pdf Дата обращения: 05.04.2021
  2. Title HEPS Advocacy Guide Arguments and strategies towards a school health policy Authors: Electra Bada, Ph.D. Katerina Sokou, Ph.D. Zeina Dafesh, M.Sc. Anne Lee, M.Sc. Edith Flashberger, M.Sc. Goof Buijs, M.Sc. ., 2009, 24 р. ISBN: 9789069282589 Available et: https://www.schoolsforhealth.org/sites/default/files/editor/Teachers%20resources/heps-advocacy-guide.pdf Дата обращения: 05.04.2021
  3. Title HEPS Inventory Tool An inventory tool including quality assessment of school interventions on healthy eating and physical activity Authors Kevin Dadaczynski, Peter Paulus, Nanne de Vries, Silvia de Ruiter, Goof Buijs, 2010, 52 р. ISBN: 9789069282602 Available et: https://www.schoolsforhealth.org/sites/default/files/editor/Teachers%20resources/heps-inventory-tool-english.pdf Дата обращения: 05.04.2021
  4. HEPS Tool for Schools A Guide for School Policy Development on Healthy Eating and Physical Activity Authors: Venka Simovska, Kevin Dadaczynski, Nina Grieg Viig, Hege E. Tjomsland, Sue Bowker, Barbara Woynarowska, Silvia de Ruitet, Goof Buijs, 2010, 36 р. ISBN: 9789069282619 Available et: https://www.schoolsforhealth.org/sites/default/files/editor/Teachers%20resources/heps-tool-for-schools-english.pdf Дата обращения: 05.04.2021
  5. Title HEPS Training Resource Information and activities to support the introduction of a whole school approach to healthy eating and physical activity in schools Authors: Anne Lee, Sue Bowker, Silvia de Ruiter, Aviva Nethe, 2010, 57 р., ISBN: 9789069282626 Available et: https://www.schoolsforhealth.org/sites/default/files/editor/Teachers%20resources/heps-trainerresource-english.pdf Дата обращения: 05.04.2021
  6. Инструментарий HEPS оценка качества школьных вмешательств по здоровому питанию и физической активности Авторы: Kevin Dadaczynski, Peter Paulus, Nanne de Vries, Silvia de Ruiter, Goof Buijs Перевод с английского Е.П. Ильчинской Научный редактор – профессор, д.м.н. П.И. Храмцов Дата издания Май 2010, 50 с. Available et: https://www.schoolsforhealth.org/sites/default/files/editor/Teachers%20resources/heps-inventoryi-tool-russian.pdf Дата обращения: 05.04.2021
  7. Инструмент HEPS для школ руководство по разработке школьной стратегии по здоровому питанию и физической активности Авторы: Venka Simovska, Kevin Dadaczynski, Nina Grieg Viig, Hege E. Tjomsland, Sue Bowker, Barbara Woynarowska, Silvia de Ruitet, Goof Buij. Перевод с английского Е.П. Ильчинской Научный редактор – профессор, д.м.н. П.И. Храмцов 2012 г., 37 с. Available et: https://www.schoolsforhealth.org/sites/default/files/editor/Teachers%20resources/heps-tool-for-schools-russian.pdf Дата обращения: 05.04.2021
  8. Dadaczynski К., Paulus P., Nanne de Vries, Silvia de Ruiter, Buijs G. Оценка качества школьных вмешательств по здоровому питанию и физической активности. Инструмент HEPS для школ. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013; 1: 28–61.
  9. Dadaczynski К., Paulus P., Nanne de Vries, Silvia de Ruiter, Buijs G. Оценка качества школьных вмешательств по здоровому питанию и физической активности. Инструмент HEPS для школ. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013; 2: 41–61.

 

Технологии, используемые в школах, содействующих укреплению здоровья

  1. Как стать школой, содействующей укреплению здоровья: пять шагов Руководство для школ Авторы: Erin Safarjan , Goof Buijs, Silvia de Ruiter. Дата публикации на английском языке декабрь 2013 Перевод с английского − Е.П. Ильчинская, С.Б. Соколова Научная редакция − В.Р. Кучма. Дата публикации на русском языке октябрь 2016 г. Available et: http://school-forhealth.ru/upload/5_shagov.pdf

Дата обращения: 05.04.2021.

  1. Школьное руководство версия 2.0 3 SHE School Manual 2.0 Авторы: Teresa Vilaça, Emily Darlington, María J. Miranda Velasco, Olgica Martinis, Julien Masson, при участии: Ingibjörg Guðmundsdóttir, Tineke Vansteenkiste, Luis Lopes, Annamária Somhegyi, Davor Černi, Peter Bentsen. Дата публикации на английском языке: декабрь 2019, 78 с. Перевод с английского выполнен международным отделом ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России. Опубликовано: Schools for Health in Europe Network Foundation (SHE) https://www.schoolsforhealth.org/sites/default/files/editor/How%20to%20be%20a%20health%20promoting%20school/russian_she_school_manual2.pdf Документ на английском языке доступен на веб-сайте: www.schoolsforhealth.org/resources/materials-and-tools/ Дата обращения: 05.04.2021.
  2. 2019: Key concepts and activities: Learning about health and health promotion in schools. Materials for teachers Изучаем здоровье и укрепление здоровья в школах Основные концепции и мероприятия. Материалы для учителей. Leena Paakkari, Venka Simovska, Ulla Pedersen, Anette Schulz. Издательство: Schools for Health in Europe Network Foundation (SHE) Haderslev, Denmark: Опубликовано в октябре 2019, 36 с. Available et: https://www.schoolsforhealth.org/sites/default/files/editor/Teachers%20resources/materials-for-teachers-2019-russian.pdf Документ на английском языке можно найти на сайте: www.schoolsforhealth.org/resources/materials-and-tools/teachers-resources (версия 1.2) Дата обращения: 05.04.2021.
  3. 2020: Health Promoting Schools and Social Inequalities. Materials for teachers 46 стр

Luciana Santos Collier, Juliana Pelluso Fernandes da Cunha, Philippe de Azeredo Rohan, Ranulfo Cavalari Neto, Gemma Cox, Ivana Pavic Simetin, Ingibjörg Guðmundsdóttir. Published by:

Schools for Health in Europe Network Foundation (SHE), Haderslev, Denmark:

December, 2020, 46 р. The publication can be found on: www.schoolsforhealth.org/resources/materials-and-tools/teachers-resources

(version 1.0) Дата обращения: 05.04.2021.