Технология оптимизации обучения в кадетском училище (система медико-психолого-педагогических блоков)

Название (по классификации)

Здоровьесберегающая технология

Возраст

Средние классы
Старшие классы

Краткое описание

Технология направлена на повышение функциональных резервов и адаптационных возможностей организма кадетов. Технология включает три направления: педагогический, психологический и медицинский блоки. Педагогический блок характеризуется внедрением мероприятий по снижению учебной нагрузки кадетов, неконтролируемой педагогом, за счёт сокращения объема домашних заданий и организации дополнительных занятий под руководством педагогов для выполнения самостоятельной работы. Психологический блок представлен системой скрининга психического здоровья кадетов по показателям уровня тревожности, стресса, агрессии и систематического проведения индивидуальных и групповых тренингов психологом с кадетами из «группы риска» по нормализации психоэмоционального состояния. Медицинский блок включает организацию скрининга показателей физического развития, функционального состояния центральной нервной системы, уровня биологической адаптации и использования персонифицированных профилактических мероприятий по коррекции выявленных нарушений. Проведение медико-психолого-педагогических консилиумов по результатам скринингов направлено на совместную выработку педагогами, психологами и врачом общей и индивидуальной тактики организации, коррекции режима дня кадетов, уровня и распределения учебной нагрузки, внедрения методов повышения резервных возможностей организма кадетов

Основные результаты

Соблюдение психофизиологических основ организации режима дня и учебного процесса в кадетском училище с учётом уровня работоспособности, адаптации и функциональных резервов организма кадетов позволило снизить на 45,6% уровень тревожности, на 18,3% уровень негативных эмоциональных переживаний, связанных с учебным процессом. В результате реализации технологии в течение учебного года в 2,5 раза сократилось число кадетов со сниженными функциональными резервами, в 3,8 раз с неудовлетворительной биологической адаптацией и стабилизировалось число кадетов с достаточным уровнем функциональных резервов и удовлетворительным уровнем биологической адаптации 35,6-44,2%.
Отмечено, что в условиях внедрения технологии у 33,8% кадетов стабилизировалась на нормальном уровне работоспособность; повысилась в 1,5 раза устойчивость нервной реакции, что отражает положительную нейрофизиологическую динамику,
обеспечивающую повышение академической успеваемости, резистентности и выносливости организма кадетов к условиям и организации учебно-воспитательного процесса в кадетском училище.

Публикации

АДАПТАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: МОНОГРАФИЯ – ОРЕНБУРГ, 2017. – 525 С. (ISBN 978-5-91924-007-8, ББК 5278, УДК 612.017) АВТОРЫ: СЕТКО Н.П., СЕТКО А.Г., БУЛЫЧЕВА Е.В.

СЕТКО Н.П., СЕТКО А.Г., БУЛЫЧЕВА Е.В., БЕЙЛИНА Е.Б. ДИАГНОСТИКА И БИОУПРАВЛЕНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ФУНКЦИЯМИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: МОНОГРАФИЯ. ОРЕНБУРГ, 2017. – 222 С.

СЕТКО Н.П., СЕТКО А.Г., БУЛЫЧЕВА Е.В., БЕЙЛИНА Е.Б., СЕТКО И.М. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ОРЕНБУРЖЬЯ – ОРЕНБУРГ, 2018. – 181 С. (УДК 613.95 ББК 51.283 ISBN 978-5-91924-083-9)

СЕТКО Н.П., СЕТКО А.Г., БУЛЫЧЕВА Е.В. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ – ОРЕНБУРГ, 2020. – 680 С. (ISBN 978-5-91924-095-2 УДК 88.37 ББК 88.37).

СЕТКО А.Г., ТЕРЕХОВА Е.А., СЕТКО И.М. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АЛИМЕНТАРНОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. ИЗВЕСТИЯ САМАРСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК. 2016; 18, 2 (3): 794-800

СЕТКО А.Г., ТЕРЕХОВА Е.А., ТЮРИН А.В., МОКЕЕВА М.М. ОСОБЕННОСТИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО СТАТУСА И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ РИСКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. АНАЛИЗ РИСКА ЗДОРОВЬЮ. 2018; 2: 62–69.