Коррекционно-профилактическая среда обучения и воспитания дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА)

Название (по классификации)

Здоровьесберегающая технология

Возраст

Дошкольники

Краткое описание

Для обеспечения коррекционного и профилактического эффектов обучения и воспитания дошкольников с нарушениями ОДА в детском саду компенсирующего вида созданы условия для повышения их двигательной активности (ДА) на основе интеграции учебно-воспитательного процесса с активной динамической нагрузкой, включением корригирующих упражнений в объеме не менее 30-50% во все формы организованной ДА в течение всего дня пребывания в детском саду.
При подборе упражнений приоритет отдается упражнениям с двойным функциональным назначением: коррекционное и общеразвивающее.
Коррекционно-развивающее оборудование размещается в физкультурном зале, групповой, спальной, рекреации. В режиме дня активно используются дыхательные упражнения и дыхательные тренажеры. Для профилактики эмоциональных нарушений применяются элементы аква- и пескотерапии.
Проводится постоянный контроль за наличием и использованием профилактических тренажеров для стоп, корригирующих упражнений в гимнастике после сна, за соответствием гигиеническим рекомендациям по использованию сменной обуви, условий для обеспечения правильной позы во время дневного сна.

Основные результаты

Установлено, что количество детей с уровнем мышечной силы правой кисти ниже среднего в детском саду компенсирующего вида снизилось к концу учебного года в 3 раза (с 21,4% до 7,1%; p<0,05); в дошкольной образовательной организации (ДОО) комбинированного вида – в 2,1 раза (с 33,3% до 15,6%); с уровнем выше среднего выросло, соответственно, с 2,4% до 16,7% (p<0,05) и c 0 до 2,2%.
Прирост жизненной емкости легких (ЖЕЛ) у детей в группе компенсирующего вида составил 17,8±1,0%, комбинированного вида – 13,7±0,9% (p<0,05).
По показателям вариационной кардиоинтервалографии у детей ДОО компенсирующего вида к концу учебного года отмечалась тенденция к снижению индекса напряжения с 206,3±26,0 усл.ед. до 186,9±22,5 усл. ед. (p>0,05); у воспитанников групп комбинированного вида — увеличение индекса напряжения с 215,7±18,6 до 257,1±20,3 усл. ед. (p<0,05), что свидетельствует о напряжении у них регуляторных систем организма.
В динамике учебного года у дошкольников в группах компенсирующего вида отмечалось повышение адаптационных возможностей, чему соответствовало снижение значения адаптационного показателя с 1,63±0,03 балла до 1,55±0,02 балла (p<0,05). В группах комбинированного вида изменений не выявлено — адаптационный показатель составлял 1,63±0,02 балла и – 1,66±0,04 балла (p>0,05), соответственно.
В динамике учебного года в детском саду компенсирующего вида уменьшилось количество детей с высоким уровнем тревожности с 26,5% до 6,1% (p<0,01) и эмоционально-дискомфортным состоянием — с 58,8% до 41,2% (p<0,05), в ДОО комбинированного вида – с 6,5% до 2,2% (p<0,05) и с 44,0% до 39,2% (p>0,05), соответственно.
По данным компьютерно-оптической топографии исходные показатели распространенности нарушений осанки у дошкольников детских садов компенсирующего и комбинированного видов были практически одинаковыми – соответственно, 48,7% и 46,1% (p>0,05), во фронтальной плоскости и 59,0% и 53,8% (p>0,05) в сагиттальной плоскости.
Деформации позвоночника во фронтальной плоскости были выявлены у 23,1% детей групп компенсирующего вида и у 23,1% детей групп комбинированного вида, в сагиттальной плоскости у 7,7% и 10,3% (p>0,05), соответственно.
В течение 2-х лет наблюдения у детей групп компенсирующего вида показатели состояния осанки и позвоночника во фронтальной плоскости были стабильны, а у детей групп комбинированного вида отмечено увеличение частоты деформаций позвоночника в 1,9 раза и снижение частоты нарушений осанки в 2,4 раза. Распространенность нарушений осанки и деформаций позвоночника в сагиттальной плоскости в динамике двух лет наблюдения у детей обоих видов детских садов не изменилась.
По данным плантографии улучшение состояния стопы выявлено у 34,0% воспитанников ДОО компенсирующего вида и у 29,4% (p>0,05) воспитанников ДОО комбинированного вида.

Публикации

АГАФОНОВА Н.А. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КОМПЕНСИРУЮЩИХ ОРТОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП. ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ. 2005; 4 (3): 91

АГАФОНОВА Н.А. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КОМПЕНСИРУЮЩИХ ОРТОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП. ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И СРЕДА ОБИТАНИЯ. 2006; 12: 20-22

ХРАМЦОВ П.И., БАКАНОВ И.М., АГАФОНОВА Н.А., РЯБИНИН А.В., ТКАЧЕВ А.Ю. КОМПЬЮТЕРНО-ОПТИЧЕСКАЯ ТОПОГРАФИЯ В ДИАГНОСТИКЕ СОСТОЯНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДОШКОЛЬНИКОВ / МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНГРЕССА «ЗДОРОВЬЕ, ОБУЧЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В XXI ВЕКЕ» – М.: НЦЗД РАМН, 2004. С.278-279