Коррекционно-оздоровительная программа для детей с гастроэнтерологической патологией.

Название (по классификации)

Оздоровительная технология

Возраст

Начальные классы
Средние классы
Старшие классы

Основные результаты

Коррекционно-оздоровительная программа для детей с гастроэнтерологической патологией состоит из 5-ти основных компонентов:
1. Регулярное 3-х разовое, сбалансированное по основным составляющим, питание, обогащенное естественными источниками витаминов и микроэлементов. Баланс белков, жиров и углеводов в соотношении 1:1:3,5.
2. Введение в ежедневный пищевой рацион биологически активных добавок как дополнительных источников микроэлементов, витаминов, антиоксидантных и иммуностабилизирующих комплексов.
3. Использование индивидуальных схем фитотерапии в зависимости от вида патологии у ребенка.
4. Применение физиотерапевтических комплексов, в том числе с использованием магнито- и лазеротерапии.
5. Проведение курсов лечебной физкультуры детям с гастроэнтерологической патологией с последующим поддерживающим комплексом для домашних условий.
Для определения эффективности программы в течение 3 лет проводилось наблюдение учащихся школьным врачом-педиатром, а также комплексное систематическое профилактическое обследование гастроэнтерологом и другими врачами детской поликлиники, специалистами НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН.
Эффективность программы подтверждают:
1. снижение числа обострений гастроэнтерологических заболеваний у больных детей в течение трех лет: 53% случаев обострений в 1-й год, 23% — во второй, 2% в третий год. Различия достоверны между 1-м годом наблюдения и 2-м (p˂0,01), между 2-м и 3-м годом (p˂0,01);
2. снижение числа анализов крови с признаками воспалительного процесса с 29% в 1-й год до 2,3% в 3-й год наблюдения (p˂0,01);
3. снижение числа анализов мочи с признаками нарушений обмена веществ с 10,4% в 1-й год наблюдения до 2% в 3-й год (p˂0,05).
Эффективность лечебно-коррекционной программы возросла при проведении детям циклов фито- и физиотерапии 2 раза в год при постоянном соблюдении указанного режима и рациона питания и выполнении школьниками упражнений ЛФК ежедневно в домашних условиях.

Публикации

КУЧМА В.Р., СОТНИКОВА Е.Н., СКОБЛИНА Н.А., И.В.ЗВЕЗДИНА И.В., КОТОМИНА Е.В. ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. ТЕЗИСЫ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ». М., 2002:192-194.

КУЧМА В.Р., СУХАРЕВА Л.М., РАПОПОРТ И.К., СОТНИКОВА Е.Н., КОТОМИНА Е.В., МИНЬКО Н.Г., СКОБЛИНА Н.А., ВАСЕНКО Ю.Ю. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. СБОРНИК «СОЦИАЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДИАТРИИ. ИЗБРАННЫЕ ОЧЕРКИ» МАТЕРИАЛЫ К VIII КОНГРЕССУ ПЕДИАТРОВ РОССИИ / ПОД РЕД. В.Ю. АЛЬБИЦКОГО. М.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДИНАСТИЯ», 2003:394-410.

КУЧМА В.Р., СОТНИКОВА Е.Н. РАПОПОРТ И.К. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. МАТЕРИАЛЫ VII КОНГРЕССА «ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ” (12-14 НОЯБРЯ 2003), М., 2003:285.