Биместровая модель организации учебного года (автор д.пс.наук, профессор С.Ю.Степанов)

Название (по классификации)

Здоровьесберегающая технология

Возраст

Начальные классы

Краткое описание

Годовой график каникул, предусматривающий чередование периодов учебы (6-7 недель) с двухнедельными каникулами.
Учебный год в начальной школе длится с 1 сентября до 15 июня.
При таком школьном расписании каникулы совпадают с государственными и общенациональными праздниками, что позволяет детям отдыхать вместе с родителями и проводить с ними больше времени.

Основные результаты

Здоровьесберегающий потенциал биместровой модели (БМ) учебного года подтверждают:
1. более благоприятные показатели состояния здоровья учащихся в школе, реализующей данную модель, по сравнению с популяционными показателями (ПП), полученными при аналогичных научных исследованиях в школах с четвертной и триместровой организацией учебного года:
— численность детей со II-й группой здоровья (учащиеся без хронических заболеваний) в школе с БМ выше (57-60%), чем ПП (44,4-51,1%, р<0,05);
— численность детей с III-й группой здоровья (с хроническими заболеваниями в стадии компенсации) ниже в школе с БМ (35-37%) против ПП (47,7-51,3%, р<0,05);
— распространенность хронических болезней среди учащихся школы с БМ ниже и составляла 400-476,2‰ против ПП 634-664‰ (р<0,001);
— более низкая частота хронических заболеваний в школе с БМ, по сравнению с ПП, обусловлена меньшей распространенностью среди детей хронических болезней нервной системы и психической сферы, а также болезней органов пищеварения;
— частота встречаемости функциональных нарушений нервной системы и психической сферы в школе с БМ практически вдвое ниже, чем ПП (314,3 — 402,9‰ против 663 – 678‰, р<0,001);
— в школе с БМ от 1-го к 4-му классу уменьшилось количества детей, часто болеющих, с 38,8% до 8,6%, в то время как ПП в течение школьного периода практически не меняются и соответствуют 15-20% учащихся.
2. благоприятные показатели умственной работоспособности учащихся начальных классов в школе с БМ по сравнению со сверстниками в школе с четвертной моделью (ЧМ) организации учебного года:
— у учащихся школы с БМ интегральный показатель умственной работоспособности с начала учебного года к концу снижается с 1,92 у.е. до 1,33 у.е., но остается выше условной нормы (1,0 у.е.), в то время как в школе с ЧМ показатель в начале учебного года ниже, чем в школе с БМ (1,19 у.е), а к концу года снижается ниже нормы до 0,81 у.е.;
— к концу учебного года признаки сильного и выраженного утомления отмечались у 26,8% учащихся школы с БМ, что достоверно ниже, чем в школе с ЧМ (46,8%, р<0,01);
— эмоциональный дискомфорт к концу года испытывали 24,1% учащихся школы с БМ, что достоверно ниже, чем в школе с ЧМ (37,4%, р<0,05);
3. положительным отношением к БМ организации учебного года школьников и их родителей:
— школьники, учившиеся сначала в различных школах, а затем перешедшие в школу с БМ, в 71% случаев при анкетировании положительно оценили БМ, а их родители – в 82% случаев, отрицательно 16% и 13%, соответственно, остальные респонденты различий не отметили;
— 43% школьников отметили меньшую утомительность учебных занятий в школе с БМ, а их родители – в 53% случаев;
— улучшение самочувствия после двухнедельных каникул отметили 31% учащихся и 35% их родителей, ухудшение 12% и 6%, соответственно, остальные респонденты изменений самочувствия не отметили.
Успеваемость учащихся начальных классов в школе с БМ выше среднегородских показателей.

Публикации

РАПОПОРТ И.К., СТЕПАНОВ С.Ю., ПАНИНА О.С., РЯБОВА И.В., СОКОЛОВА С.Б., ПОЛЕНОВА М.А. ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА БИМЕСТРОВОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ГОДА В ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И СРЕДА ОБИТАНИЯ. (ЗНИСО) 2015; 8:13-17.

РАПОПОРТ И.К., СТЕПАНОВ С.Ю., ПАНИНА О.С., СОКОЛОВА С.Б., ПОЛЕНОВА М.А., ЧУБАРОВСКИЙ В.В., РЯБОВА И.В., ЦАМЕРЯН А.П., ДАНОВА А.В. БИМЕСТРОВАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ГОДА В ШКОЛЕ: СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И МНЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ. ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОЙ И УНИВЕРСИТЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ И ЗДОРОВЬЯ. 2015; 3:17-22.

ДАНОВА А.В., ПОЛЕНОВА М.А. ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ГОДА И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ КАНИКУЛ. ЗНИСО. 2016; 8 (281):36-38.

ПОЛЕНОВА М.А., СОКОЛОВА С.Б., ДАНОВА А.В., ПАНИНА О.С. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ БИМЕСТРОВОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ГОДА В ШКОЛЕ ЗНИСО, 2017; 5 (290): 35-38.

ПОЛЕНОВА М.А., СОКОЛОВА С.Б., ДАНОВА А.В., ПАНИНА О.С. БИМЕСТРОВАЯ МОДЕЛЬ – НОВЫЙ ВАРИАНТ СТРУКТУРЫ УЧЕБНОГО ГОДА В ШКОЛЕ. ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОЙ И УНИВЕРСИТЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ И ЗДОРОВЬЯ, 2017; 1:22-25.

РАПОПОРТ И.К., ПАНИНА О.С., ЧУБАРОВСКИЙ В.В., СОКОЛОВА С.Б., ДАНОВА А.В., ЦАМЕРЯН А.П., СЕДОВА А.С. ТРЕХЛЕТНЯЯ ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ БИМЕСТРОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ГОДА. ЗНИСО. 2017;6 (291): 29-31.

РАПОПОРТ И.К., ПОЛЕНОВА М.А., СОКОЛОВА С.Б., ДАНОВА А.В., ЧУБАРОСКИЙ В.В ЦАМЕРЯН А.П., СЕДОВА А.С., БЕРЕЗИНА Н.О., РЯБОВА И.В., СОБОЛЕВСКАЯ Т.А. БИМЕСТРОВАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ГОДА КАК РЕСУРС ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КН. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И СОМАТИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ: ЭФФЕКТЫ КОЛЬЦЕВОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ. МОНОГРАФИЯ / ПОД РЕД. С.Ю. СТЕПАНОВА. МОСКВА, 2017, ИЗ-ВО МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, С. 50-104.